Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Игоря
Григорьевича Милославского: «Грамматика занимается не только тем, что
связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде
всего для выражения смысла».
«Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла»,- так считает лингвист И. Г. Милославский. Попробую раскрыть смысл высказывания на примере текста Ю. М. Нагибина.
Так, в предложении
19 автор вводит устойчивое сочетание слов «что было мочи заорал» для того, чтобы придать речи особую выразительность и подчеркнуть огромное желание героя показать ребятам «чудеса в решете» — эхо. А в назывном восклицательном предложении 22 Ю. Нагибин использует не стилистически нейтральное слово, а просторечное «трепач», которое пренебрежительно было брошено в адрес героя. Умело подобранное слово в восклицательном предложении придаёт речи особую экспрессию, усиливает напряжённость.
Таким образом, я могу сделать вывод, что грамматика связывает между собой слова и предложения, которые в тексте выражают
определённую мысль.
Татьяна А.
Текст
1. Мою новую знакомую звали мальчишеским именем Витька, и она
коллекционировала эхо.
– Слушай, а чего ты с ней водишься? – спросили как-то ребята. 3. Они не
первый год отдыхали в приморском санатории, считали себя старожилами и не
допускали чужаков в свою ватагу.
– 4. С ней интересно, она эхо собирает. 5. Хотите, покажу? – я тут же выложил все
Витькины секреты.
– 6. Вот это да! – с восхищением сказал Игорь. – 7. Третье лето тут живу, а ничего
подобного не слыхал! 8. Решено, завтра поведёшь нас туда!..
9. И вот снова вьётся под ногой теперь уже знакомая тропа, а посреди неё,
перекатывая гальку, бежит мутный жёлтый ручеек. 10. Орешник пахнет уже не
медово-сладким духом, а сыростью палой листвы и размытой земли, в которой
перетлевает что-то, источая уксусно-винный запах.
11. Из облачной мути вновь выдвинулась скала Чёртов палец и преградила нам
дорогу.
– 12. Ну, подавай свои чудеса в решете, – без улыбки сказал Игорь.
– 13. Слушайте! – произнёс я торжественно, чувствуя, как знакомо холодеет
спина, сложил ладони рупором и закричал:
– 14. Ого-го!..
15. В ответ – тишина, ни зловеще-вкрадчивого шёпота, ни хохочущего всплеска
с моря, ни жалобы в выси.
– 16. Ого-го! – крикнул я ещё раз, подступив справа, ближе к скале, и все ребята
вразнобой подхватили мой возглас.
17. Скала молчала. 18. Мы кричали ещё и ещё – и хоть бы малейший отзвук!
19. Тогда я кинулся к пропасти – ребята за мной – и что есть мочи заорал
в клубящуюся глубь. 20. Но скала-великан не отозвалась.
21. Ребята стояли передо мной, молчаливые и суровые; потом Игорь разжал губы,
чтобы сказать одно только слово:
– 22. Трепач!
23. И, круто повернувшись, он пошёл прочь, увлекая за собой всю ватагу.
24. Я плёлся позади, тщетно пытаясь понять, что же произошло. 25. Неужто горы
отзываются только на Витькин голос? 26. Но когда мы были с ней вместе, горы
послушно откликались и мне. 27. Может, она впрямь владеет ключом, позволяющим
ей запирать в каменных пещерах голоса?..
28. Наступили печальные дни. 29. Витьку я потерял, и даже мама осудила меня.
30. Когда я рассказал ей загадочную историю с эхом, мама смерила меня долгим,
чуждым, изучающим взглядом и сказала невесело, что горы отзываются только
чистым и честным.
31. Однажды я бродил по саду, подбирая палые, с мягкой гнильцой абрикосы,
когда кто-то окликнул меня. 32. Это была Витька.
– 33. Слушай, мы уезжаем, – сказала она. – 34. Я хочу оставить тебе свою
коллекцию эха. 35. Мне она всё равно ни к чему, а ты покажешь ребятам
и помиришься с ними.
– 36. Никому я не покажу! —горячо воскликнул я.
– 37. Как хочешь, но пусть она останется у тебя. 38. Ты догадался, почему у вас
с мальчишками ничего не вышло, почему ничего не услышали?
– 39. Нет.
– 40. Понимаешь, самое главное, это с какого места кричать.
41. Витька доверительно понизила голос.
– 42. Надо кричать у Чёртова пальца, только со стороны моря, а ты, наверное,
кричал с другой стороны, там никакого эха нет. 43. В пропасти надо свеситься вниз
и кричать прямо в стенку. 44. Помнишь, я тогда тебе голову нагнула?..
45. У калитки стояла моя мама.
– 46. Ах, какая чудесная девчонка! 47. Этот вздёрнутый нос, пепельные волосы,
удивительные глаза, точёная фигурка.
48. Я несколько секунд смотрел на неё, потом сорвался и кинулся к автобусной
станции.
– 49. Слушай, Витька, – быстро заговорил я, – мама сказала, что ты красивая! –
50. Автобус прибавил скорость, я побежал. – 51. Правда же, Витька!..
52. Витька только улыбнулась своим большим ртом, радостно, доверчиво,
преданно, открыв в этой большой улыбке всю свою хорошую душу, и тут я своими
глазами увидел, что Витька, и верно, самая красивая девчонка на свете.
По Ю. М. Нагибину.
Юрий Маркович Нагибин 1920–1994. – русский советский писатель.
Что такое настоящее искусство человека сочинение 15.3.
Сочинение на ГИА 2013 года по тексту И. Г. Милославского
Categories: Новое