Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»
В русской прогрессивной литературе XVIII века была популярна идея возмездия, связанная с верой в возможность совершенствования человеческой жизни и истории. Недаром идея возмездия была ярко выражена в творчестве декабристов (у Рылеева в «Видении императрицы Анны», «К временщику», а особенно у Кюхельбекера — в «Аргивянах»), Большую
роль играло возмездие в произведениях А. С. Пушкина: в «Цыганах», «Борисе Годунове», «Евгении Онегине», «Каменном госте», «Пиковой даме», «Русалке».
Тема возмездия — одна из самых характерных тем в творчестве Лермонтова. Она имеет много общего с моральным пафосом возмездия в произведениях декабристов и Пушкина, однако в ее основании лежат другие причины. Лермонтовское возмездие родилось из постоянного, мучительно-неотступного одиночества поэта. Отчаяние, боль и гнев звучат в «Смерти Поэта» — обвинительном приговоре палачам Свободы, Гения и Славы. Это стихотворение можно
расценить как революционное воззвание к разрушению неправедного мира — призыв к возмездию хоть и прикреплен к конкретной ситуации, но сохраняет свое самостоятельное значение и содержание. Праведный гнев, жажда мести и уверенность в неминуемом наказании выражены в знаменитых заключительных строфах («А вы, надменные потомки…»).
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Неминуем высший суд справедливости — Божий суд над виновниками трагедии. Но суд земной вершит сам Лермонтов, не прибегая к использованию образа героя. Мало того, Лермонтов предчувствует свою гибель, подобную гибели Пушкина, и наделяет великого поэта своим видением мира, своими чувствами и своей жаждой мщения.
И умер он — с напрасной жаждой мщенъя,
С досадой тайною обманутых надежд.
Стихи Лермонтова обладают удивительным свойством — магическим всеведением и пророчеством. Поэт предвидел и судьбу России («Предсказание») и свою судьбу («1831-го июня 11 дня»).
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет: чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.
Тема возмездия звучит и в поэмах, в которых Лермонтов всесторонне исследует различные проявления мести и даже подразделяет их. Например, в поэме «Боярин Орша» образы мстителей окружены зловещей атмосферой. Месть их личная, эгоистическая, не просветлена мыслью о справедливости. Они ведут себя так, как будто им все позволено.
Персонажи поэм «Демон» и «Ангел смерти» также являются мстителями. Но, эта месть другого свойства — демонического. Она рождается в их душах из-за конфликта с Богом и с миром и построена на нежелании смириться с несправедливостью, лежащей в основе всего мироздания. Герои этих произведений мстят Богу не только за себя, но и за весь обиженный мир.
Совсем другой вид мести отображается Лермонтовым в «Литвинке» (образ Клары) и особенно в «Последнем сыне вольности» и «Измаил-Бее». Это гражданская месть — месть гордой и лицемерной литвинки Клары, последнего сына новгородской вольности Вадима и пасмурного свободолюбца Измаил-Бея за обиду, нанесенную их родине.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обнаруживается и другая месть — справедливая личная месть героя-одиночки своевольному отрицательному персонажу Кирибеевичу. И осуществляется это возмездие не властью судьбы и не одной лишь волей Калашникова, но силою совести самого Кирибеевича. Он почувствовал перед поединком роковое смущение («побледнел в лице…») и был сражен: Калашников-мститель оправдывается перед читателем.
Все эти виды мести совмещены в образе одинокого мстителя, вступившего в союз с мстящим народом в романе «Вадим» — идейной энциклопедии юношеского творчества Лермонтова. Горбун Вадим обладает огромными духовными возможностями и силами, но также терзается демонической злобой и ненасытной жаждой мщения. Эта злоба вызвана социальной несправедливостью, коварством (разорение семьи Вадима, нищета) и «Божьей несправедливостью» (его уродство), имеет прежде всего личные основания. Сближение Вадима с восставшим народом объясняется не столько его сочувствием к восставшим, которых он презирает и называет «подлыми рабами», сколько его желанием использовать их в своих целях. Автор не пытается оправдать поведение своего героя: месть Вадима представлена безнравственной и разрушительной. Лермонтов осуждает как пороки дворянской власти, так и «бессмысленный и беспощадный» крестьянский бунт, однако в романе народная месть не противопоставляется личной мести героя.
В зрелом творчестве лермонтовский «мститель» представлен образами Арбенина из «Маскарада» и Печорина из «Героя нашего времени». Их месть не носит гражданского оттенка, а выступает как личный протест героя против обыденности и пошлости, «где преступленья лишь да казни». Лермонтов критичен в оценке такой мести. Он оправдывает желание совершенства, внутренний пафос протеста своего героя, но осуждает его саморазрушительный эгоизм. Автор вершит суд над мстителем самой действительностью, ее объективными законами. В «Журнале Печорина» введено рассуждение о «правосудии Божием» и о том, что душа сама «наказывает себя».
В последние годы жизни Лермонтова сильно волнует мысль о возмездии, грозящем герою-индивидуалисту. Автор подчеркивает в герое негативные качества, но при этом указывает на благородный источник тоски героя и его мятежа. Например, образ Демона привлекает как раз тем, что это — страдающий мятежник. Идея возмездия в творчестве Лермонтова служит прежде всего «очищению» личности.
Глоссарий:
— возмездие сочинение
— сочинение на тему возмездие егэ
— сочинение на тему возмездия
— сочинение на тему оружие возмездия
— чочинение на тему проблема справедливого возмездия
Сочинение 15.3 авторитет.
Сочинение на тему: ТЕМА ВОЗМЕЗДИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Categories: Сочинения по литературе