Сочинение по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште в семье Э. И. Грабаря, по политиче­ским мотивам в 1876 г. эмигрировавшего из Австро – Венгрии в Россию. И. Грабарь учился в Академии художеств в Петербурге, где его наставниками были такие живописцы, как И. Е. Репин и П. П. Чистя­ков. Также молодой художник был учеником, а за­тем помощником в студии А. Ажбе в Мюнхене. И. Грабарь был не только живописцем, полотна ко­торого пронизаны жизнерадостностью и энергией, но и превосходным организатором. Художник был членом таких объединений, как “Мир

искусства” и “Союз русских художников”.

В творчестве И. Грабаря явственно ощущается влияние художников-импрессионистов, которые стремились запечатлеть не только окружающую ре­альность, но и свои впечатления, связанные с уви­денным. Среди произведений И. Грабаря немало высокохудожественных пейзажей, иллюстриру­ющих времена года, например “Сентябрьский снег”, “Мартовский снег”, “Февральская лазурь”, а также натюрморты (“Хризантемы”, “Неприбранный стол”) и портреты. Некоторые работы ху­дожника в настоящее время расцениваются многи­ми искусствоведами как уступка официальной

идеологии. Таковы, в частности “В. И. Ленин у пря­мого провода” и “Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина”.

В своих статьях, опубликованных в разные го­ды в искусствоведческих журналах, И. Грабарь приветствовал творческие поиски, новаторство в искусстве. С января 1907 г. Грабарь активно ра­ботал над изданием многотомной “Истории рус­ского искусства”, материалы для которой он начал собирать еще в 1902 г. во время поездки в северные районы России. Также И. Грабарь содействовал изданию серий книг, посвященных развитию ис­кусства в древнейших русских городах и творчес­тву выдающихся деятелей русского искусства. В соавторстве с С. Глаголем им написаны книги о И. И. Левитане и В. А. Серове. За вторую из этих книг И. Грабарь был избран действительным членом Академии художеств, а позднее назначен директо­ром Третьяковской галереи. Этот пост он занимал до 1925 г., после чего перешел на преподавательскую работу в МГУ, где значительный период времени чи­тал лекции по “Теории и практической реставрации памятников искусства и старины”.

В разные годы И. Э. Грабарь являлся директо­ром Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Академии художеств и Инсти­тута истории искусств АН СССР, созданного по его инициативе. Последнюю из перечисленных орга­низаций И. Э. Грабарь возглавлял вплоть до своей смерти в 1960 г.

А теперь обратимся непосредственно к творчес­тву художника. На картине “Февральская ла­зурь” автор изобразил на первый взгляд простой, ничем не примечательный зимний пейзаж. Земля покрыта снегом, отливающим голубизной, де­ревья, лишенные листьев, раскинули на фоне го­лубого неба заснеженные ветви, вдали темнеет по­лоса леса.

Можно отметить интересную особенность: худож­ник ориентирует свой пейзаж не в горизонтальном направлении, а в вертикальном. Такой выбор неслу­чаен: задачей автора является не изображение неох­ватных заснеженных просторов, но неизмеримой высоты, холодной, чистой, пронизанной солне­чным светом. Подтверждением этой версии слу­жит передний план картины, на котором худож­ник изобразил большое дерево. Это дерево отнюдь не единственное на картине, что естественно, раз изображен лес. Тем не менее, присмотревшись, ле­гко заметить, что ствол этого дерева выделяется на фоне остальных деревьев, изображенных как ча­стая сеть ветвей. Хотя это дерево находится ближе к левому краю картины, образно и композиционно оно является центром пейзажа, его осью. Как тут не вспомнить мифический образ Мирового Древа, существующий в культурах многих народов! Вели­кое Древо преданий — это ось мироздания. Разные народы почитали в качестве священных многие де­ревья: дуб чтили и славянские жрецы Перуна, и кельтские друиды, скандинавы верили, что Мировое Древо — это исполинский ясень. На кар­тине И. Грабаря мы видим березу, которая в по­эзии традиционно считается символом России. Ствол дерева, темный внизу, как это нередко быва­ет у берез, становится тем белее, чем выше он по­днимается. Темные участки вверху на белой коре едва намечены. Конечно, это легко объяснить: ведь художник смотрел на дерево снизу вверх, сле­довательно, внизу мелкие детали четче и ярче. Изображения более отдаленных деревьев лишь скупо набросаны, и это неслучайно. Они лишь фон, однако фон двухступенчатый: сначала идет редколесье, а затем у горизонта пейзаж оттеняет широкая коричневато-серая полоса.

Следует обратить внимание и на то, как худож­ник изобразил главное дерево. Автор избрал такой масштаб, при котором изображение боковых ве­твей не уместилось на полотне полностью. То же самое можно сказать и о верхушке дерева: она сло­вно теряется в бесконечности. Нужно обратить внимание и на ствол дерева — он не является абсо­лютно прямым, “стройным”, но словно изогнулся в волшебном танце. Некоторые исследователи гео­патогенных зон и силовых линий Земли считают, что подобные деформации ствола происходят у де­ревьев, выросших на пересечении силовых линий. Еще древние знали об этом и считали такие де­ревья связанными с Иным Миром.

Из названия картины мы узнаем, что художник изобразил не просто зимний, а февральский пей­заж. Февраль — пик зимы, когда стоят самые силь­ные морозы. В то же время художник запечатлел ясное утро — ведь солнце встает на востоке, и на картине свет тоже падает справа. Белые стволы де­ревьев, чистый снег, на котором не заметно ничьих следов — все это как нельзя лучше соответствует на­званию месяца: слово “февраль” образовано от ла­тинского februarius — месяц очищения. В это вре­мя в Риме осуществлялись ритуальные очищения. На картине Грабаря мы видим чистоту и красоту природы, ее величие, мощь и одновременно — бе­ззащитность перед человеком. Что может противо­поставить топору и пиле даже самое большое, самое сильное дерево, корни которого уходят глубоко в недра земли, а ветви-руки тянутся к небу?.. Худо­жник ненавязчиво учит нас любить и беречь родную природу, а не относиться к лесу лишь как к сырь­евой базе для промышленных предприятий и потен­циальному топливу.

Создавая свою картину “Февральская лазурь”, И. Грабарь использовал не так много оттенков. Главными цветами в его палитре явились лазурно­голубой, белый и коричневато-серый. Несмотря на столь ограниченный набор цветов, художнику уда­лось создать правдивый образ живого сказочного зимнего леса.

Глоссарий:

– февральская лазурь сочинение

– сочинение на тему февральская лазурь

– Сочинение Февральская лазурь

– сочинение по картине грабаря февральская лазурь

– грабарь февральская лазурь сочинение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...




Краткий пересказ золотые слова зощенко.
Сочинение по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”

Categories: Сочинения по картинам