«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу»,- так начинает свое повествование Максим Горький. В рассказе » Старуха Изергиль » отразились впечатления писателя от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Этот рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию таких рассказов, как «Макар Чудра» и «Челкаш». Но Горький считал, что » Старуха Изергиль » — одно из его лучших произведений. Он писал А. П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно
и красиво, как «Старуху Изергиль».
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части. Первая легенда рассказывает о гордеце Ларре. Это было тысячи лет назад в стране большой реки. «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками». Одну из них похитил орел, и через двадцать лет после этого она вернулась с сыном, рожденным от орла. Он был ничем не лучше их, только глаза его были холодны, как у царя птиц.
Горький показывает, что Ларра был действительно не лучше остальных людей, и лишь
непомерная гордость отличала его от окружающих. Гордость его была велика настолько, что он не замечал никого вокруг и не прислушивался ни к чьему мнению. Сын орла считал себя первым на земле и кроме себя никого не видел. Сперва юноша вызывал у людей племени удивление, сменявшееся ужасом и гневом, всем даже страшно стало, когда поняли они, на какое одиночество он обрекает себя.
Ларра не любил никого, и это делает его прокаженным среди людей. Поняв окончательно причины его поступков, люди придумали ему страшное наказание: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» И он получил свободу, бессмертие и имя Ларра, что значит «отверженный». И сначала он не осознает всей глубины своей трагедии: «…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его». В этой последней фразе кроется глубокий философский смысл: Горький осуждает жизненную позицию Ларры и показывает, к чему приводит человека индивидуалистическая мораль, оправдывающая любую жестокость.
Второй рассказ рассказывает о жизни красавицы Изергиль. Юная Изергиль любила волю, она, как солнечный луч, живая была, наслаждалась своей молодостью, красотой и силой. Всю свою жизнь она любила, брала и отдавала поцелуи, сводила мужчин с ума, заставляла их разоряться, а порой приводила к смерти. Изергиль любила жадно, вкладывая в чувство всю себя и не оставляя ничего даже бывшим любовникам. Она любила не ради денег, ей не нужен пресыщенный, богатый пан.
Изергиль восхищалась красивыми и сильными людьми. Настоящий красивый человек в ее понимании — это человек, любящий жизнь, способный на подвиг. Именно так она любит пана с из- Рубленным лицом.
Изергиль и сама способна на подвиг. Она вызволяет из плена красавца Аркадэка. «Я никогда не была рабой, ничьей». С этим девизом Изергиль шла по жизни.
И безусловно, повествуя о своей жизни, Изергиль искренне считает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко. Но мы, читая рассказ, сразу замечаем, с какой легкостью Изергиль расстается со своими любовниками, как быстро она их забывает. И в портрете, в авторских комментариях мы видим другую точку зрения на героиню. Перед нами глубокая старуха, в ее портрете Горький как будто специально нагнетает антиэстетические черты: «время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились.
Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль не может себе даже представить, что ее жизнь очень похожа на жизнь Ларры. Мы находим эту общность даже в их портретах: «Он уже стал теперь как тень,- пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их».
И почти эти же черты мы видим в портрете Изергиль: «Я посмотрел ей в лицо… Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами». Так с помощью портрета автор достигает сближения образов — Изергиль и легендарного Ларры. Третий рассказ — легенда о Данко. Веселые, смелые, сильные люди жили на краю леса.
Но вот пришли тяжелые времена, и они были вынуждены уйти в леса. Леса эти — одни болота и тьма. Люди не могли жить там, они гибли в болотах.
Но тут явился Данко и спас всех один. Горький не дает точного и подробного портрета Данко. Мы знаем, что он был молодым и красивым.
Данко пожертвовал собой ради счастья людей. Если бессмертие обернулось для Ларры трагедией и приходит к нему как высшая кара за содеянное, то бессмертие Данко — награда за совершенный им подвиг во имя свободы и счастья народа. Интересно, что подвиг во имя людей Данко совершает в тот момент, когда «…не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них… и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко». Итак, черная неблагодарность и подвиг Данко во имя людей. Что же заставляет Данко пойти на подвиг?
Чувство жалости, любовь к людям, сознание того, что без него они погибнут. И еще необыкновенная вера в людей, вера в их возрождение! И Данко вырвал из груди свое сердце, которое Горький называет «факелом великой любви к людям», и осветил людям путь к счастью. Таким образом, М. Горький показывает в своем рассказе » Старуха Изергиль » идеал человека. Если Ларра живет вне людей и для себя, Изергиль среди людей, но для себя, то жизнь Данко — среди людей и для людей.
Подвиг, совершенный им во имя народа, бессмертен. Отсюда и сложенная народом легенда о голубых искрах в степи, что являются перед грозой. Само расположение частей рассказа » Старуха Изергиль «, отношение собеседника Изергиль к рассказанным легендам и к ней самой помогают нам понять главную авторскую позицию в раскрытии идеала человека.
Сочинение репортаж по картине детская спортивная школа.
Сочинение по рассказу «Старуха Изергиль»
Categories: Сочинения по литературе