Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика
Центральное место в сборнике «Миргород» Н.В. Гоголя занимает повесть «Тарас Бульба». Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожская Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современности. «Бей в прошедшем настоящее, — писал
впоследствии Гоголь Языкову, — и тройною силою облечется твое слово». Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нравственную цельность и могучую силу народного духа.
Повесть «Тарас Бульба» привлекает читателей реалистичностью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения — романтический.
Тарас Бульба — главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты
с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума — Тарас близок к своему «товариществу». Однако, создавая типический образ народного героя, писатель подчеркивает его индивидуальность. Тарас Бульба — яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизненная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосредственность, искренность, добродушие, чувство юмора — все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. «У Гоголя, — писал В.Г. Белинский, — Тарас Бульба также исполнен комизма, как и трагического величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе личность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним».
Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стремились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Каманин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба — это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.
И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклорной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается исполнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противоречивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цельная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступления Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный своим чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы «товарищества». «Чем не козак был?» — с горечью говорит Тарас, смотря на «чудную красоту» казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают образу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. «Нет уз святее товарищества! — говорит Тарас. — Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
Героическими качествами, по мысли писателя, обладают многие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храбрых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап — достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявляет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.
Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Остапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. «Битва под Дубно излагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожской Сечи (битва — пир, воины — орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тараса к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок!». Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фразам, к повторам, к риторическим восклицаниям: «Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко…»
На протяжении развертывающихся событий Гоголь неоднократно превращается в их очевидца, участника, заинтересованного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: «Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!». Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!»».
«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимистична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.
Глоссарий:
- Сочинение тарас бульба
- тарас бульба сочинение
- сочинение по тарасу бульбе
Какова судьба русских деревень аргументы.
Сочинение «Тарас Бульба» — сюжет, герои, проблематика
- «Привычки милой старины…» (Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» Пушкина А. С.)
- «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Categories: Сочинения по литературе