Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наивысшим достижениям русской поэтической культуры девятнадцатого века.
Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как служение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достижению этой цели.
Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и до Фета. В чем было своеобразие его разработки этих вечных по существу тем? Своеобразие лирики Фета заключалось в том, что его поэтические
открытия стали своего рода мостиком, переброшенным от русской классики девятнадцатого столетия к поэзии серебряного века. Фет обогатил русский стих новыми ритмами, певучими интонациями, необычными приемами построения строф. А в области содержания его стихи отлича-
ются стремлением передать неуловимые оттенки и изменения состояний природы и человеческих чувств.
Для Фета природа, как и любовь, — это средоточие красоты. И эту красоту поэт, во-первых, стремится воплотить в своих строках, а во-вторых, одухотворить ее.
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты Отыскать
ее начало… —
утверждает он и призывает: «Учись у них — у дуба, у березы…». Для передачи тончайших оттенков красоты поэту иной раз не хватает необходимых слов. В этом случае проводником лирического настроения становится сама мелодия стиха, его музыкальность, очень характерная для Фета. Он выразил это свойство своей поэзии такой формулой: «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».
Фетовское понимание красоты определяется термином «стройность». Это слово можно считать синонимом «гармонии». Идею «стройности» поэт переносит и на нравственное воспитание человека. Фет считал, что «стройность» жизненного поведения человека возникает только тогда, когда он дорожит честью и национальной культурой. Несомненный патриотизм Фета проявлялся в тех картинах русской природы, которые так гармоничны и порою в маленькой лирической зарисовке выражают заветные чувства поэта.
В антологию лирической поэзии, посвященной русской природе, вошли множество стихотворений Фета, знакомых нам с детских лет. Это такие произведения, как «Я пришел к тебе с приветом…», «Ласточки пропали…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», и многие другие.
Все перечисленные выше качества поэзии Фета можно обнаружить и в стихотворении «Заря прощается с землею…». В нем изображена картина заката, которую, вероятно, многим приходилось видеть:
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Уже в первом четверостишии поэт использует прием контраста. Лес покрыт мглою, но вершины деревьев еще ярко освещены. В следующей строфе эти вершины названы словом «венец»:
Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!
Далее, с усилением наступающей тьмы, картина, которую видит поэт, становится все более загадочной:
И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!
И в заключительном четверостишии начальный зрительный контраст дает поэту повод для философского вывода:
Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Главным образом стихотворения оказываются одухотворенные деревья. Фет подчеркивает основу их жизненного бытия: укорененность в родной земле и — одновременно — постоянное и неуклонное стремление к небу. И этот образ становится для Фета моделью человеческого бытия, в котором, по мнению поэта, каждый должен стремиться к гармонии между
своими земными интересами и жизнью духа, отдавая предпочтение, безусловно, последней.
Глоссарий:
- заря прощается с землёю анализ
- анализ стихотворения фета целый мир от красоты
- фет заря прощается с землею анализ
- тема человека и природы в стихотворении фета заря прощается с землею
- заря прощается с землею фет анализ
Неуверенность в себе сочинение 15.3 по тексту.
Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…»
Categories: Анализы стихов