Рубрика: Сочинения по литературе

Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж

Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж. Уже вступительная ремарка расширяет простран­ство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой сельский вид». Конфликт и расстановка действу­ющих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Мо­сква, куда едет Тихон и откуда приезжает Борис, Си­бирь, куда он собирается, русские просторы, о которых напоминают звучащие […]

В каких лирических произведениях Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными?

В каких лирических произведениях М. Ю. Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными? Прежде чем приступить к формированию концепции сочинения, вспомните, что оппозиция «человек и мир» является главной в лирике М. Ю. Лермонтова, а одиночество — постоянным признаком лирическо­го героя. Проанализируйте стихотворение «Как часто, пестрою толпою окру­жен…». Покажите, что отношения поэта с миром выявляются в нем че­рез внутренний конфликт героя с социумом. Отметьте, что разрешение этого конфликта возможно либо в […]

План сочинения — Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина («пророк», «сам свой высший суд»), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил «о месте поэта в рабочем строю», подчеркивая, что поэзия — это труд, который «любому труду родствен» (стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», «Поэт рабочий», […]

План сочинения на тему: «Нравственность есть правда»

«Нравственность есть правда» (В. Шукшин) I. Вступление Проблемы нравственности — это проблемы добра и зла, личности и общества, свободы и ответственности. II. Главная часть Нравственный потенциал русской классической литера­туры. Утверждение в русской классике таких нравственных ценностей, как совесть, справедливость, добро, сострадание (Пушкин, Достоевский, Чехов и др.). «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л. Толстой). Что такое правда? Это не столько точное воспроизведе­ние факта, сколько правда нравственная: справедливость, […]

Паронимы, или Почти близнецы

Паронимы, или Почти близнецы Пример, который мы рассматривали чуть раньше (она по­кои одела), правомерно отнести к случаю смешения парони­мов — слов, которые сходны по звучанию или написанию, но различаются по смыслу. Глаголы похолодеть и охладеть очень похожи, и именно это стало причиной ошибки. Паронимы никогда не совпадают по звучанию или написанию абсолютно. Когда совпадение имеет место, но слова различаются по смыслу, мы имеем дело либо с многознач­ным словом, либо с […]

План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве Бродского

Трагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональ­ностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенден­ции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отра­жает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом облике. Отсюда изменение авторской интонации, поэтического словаря. Трагизм бытия как такового ярко отразился в книге […]

Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика

Когда мы говорим о социально-диалектном расслое­нии лексики, то исходим из того, что социальная неод­нородность общества также находит отражение в языке. Можно выделить три основные группы лексических еди­ниц явлений, в которых это проявляется: диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Первая категория, диалектизмы, стоит особняком по отношению к двум остальным. Диалектные различия име­ют территориальную природу, а потому диалектизмами на­зывают любые языковые явления, использование которых ограничено определенными регионами. Например, слово бурак («свекла») используется только на […]

Образ Обломова

И. А. Гончаров — роман «Обломов». В этом романе ав­тор глубоко исследует натуру своего героя, истоки его харак­тера, прежде всего, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие срод­ни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там, «как ро­дительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и […]

В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей

Подумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова? Обыватель изображен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый Пискарь». Отметим здесь общность авторской позиции, ту же проблему бессмысленности существования ге­роев. Герой сказки Салтыкова-Щедрина — «просвещенный Пис­карь», считающий, что «надо так прожить, чтобы никто не заметил, а не то как раз пропадешь». Следуя этой философии, он забился в свою нору и, дрожа, […]

В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой «Облако в штанах»?

В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой «Облако в шта­нах»? В качестве литературного контекста вы можете использовать произве­дения М. Горького «На дне», В. Я. Брюсова «Хвала человеку». Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Са­тина в пьесе «На дне» («Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и […]