СОВЕТЫ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Разместите слушателей так, чтобы вы могли их охватить одним взглядом. Для этого совсем необязательно пересаживать их. Достаточно прийти чуть раньше и просто расставить стулья так, как это необходимо. Можно поступить и наоборот, в соответствии с известной пословицей «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Нужно просто правильно выбрать место, а также расстояние, которое будет отделять вас от аудитории, то есть не бросаться к кафедре или на сцену, а занять, если это необходимо, необычное положение.
Принято выделять четыре основных способа подготовки выступления:
1) речь написана полностью и заучена наизусть;
2) речь написана полностью, а затем прочитана по рукописи;
3) речь проработана в основных моментах, ее положения записаны, но она произносится без записей и заучивания;
4) речь произносится экспромтом.
***
Заучивание наизусть имеет как преимущества, так и недостатки. Среди преимуществ можно назвать:
- возможность отрепетировать, отработать каждый момент речи: найти нужную интонацию для каждой фразы, продумать паузы, выработать правильную жестикуляцию и т. д.;
- повышение общего уровня выступления за счет воспроизведения «домашних заготовок» (удачных фраз, шуток и т. п.).
Недостатки заучивания также очевидны:
- это самый трудоемкий способ,
который требует больших временных затрат;
- оратор, стремящийся заучить речь наизусть, рискует забыть какие-то моменты, поскольку заучивание предполагает дословное воспроизведение подготовленного текста;
- еще одна опасность заключается в том, что оратор, воспроизводящий текст, который был выучен наизусть, может слишком «увлечься», доставая из памяти все детали текста, в результате чего он потеряет контакт с аудиторией.
Воспроизведение речи по записи менее трудоемко, но оно может привести к тому, что речь утратит свою живость и естественность. Многие из нас наверняка сталкивались с лекторами и выступающими, которые нудно читали по бумажке, не получая удовольствия от своей деятельности и навевая скуку на слушателей. Конечно, такой способ позволяет свести к минимуму количество ошибок и недостатков, однако не стоит забывать, что естественность способна вызывать расположение аудитории, а к этому должен стремиться любой оратор.
Поэтому в идеале чтение, импровизацию и ситуативное выражение заранее подготовленных идей следует сочетать. Оратор, который не готовится к выступлению, никогда не будет в полной мере хорошим оратором.
Есть три момента, за которыми должен следить оратор. Во-первых, это само его выступление, то, что он говорит. Это кажется естественным, но многие ораторы, которые так думают, забывают об остальных объектах внимания.
Во-вторых, поведение, поскольку от того, как ведет себя человек, напрямую зависит эффект его слов.
Наконец, в-третьих, это аудитория. Оратор должен постоянно следить за ее реакциями, изменением поведения, — поскольку иначе он не сможет узнать, понимают ли его слушатели, — а в случае необходимости попытаться привлечь их внимание какими-нибудь приемами или «домашними заготовками».
Контакт с аудиторией — это изменчивая величина. Он может быть нулевым (на оратора не обращают внимания), полным (все слушатели сосредоточены на выступлении) и неполным (оратору удалось «достучаться» лишь до части аудитории). Кроме того, контакт не является неизменным во времени: если оратору удалось сразу же привлечь внимание, это еще не означает, что такое положение сохранится до конца его выступления.
Оратор, который говорит сбивчиво и демонстрирует свой страх, возможно, вызовет сострадание у слушателей, но вряд ли достигнет целей, которые он перед собой поставил. Уверенные в себе люди привлекают внимание, причем воздействие происходит не всегда на сознательном уровне.
В процессе выступления можно использовать следующие приемы, которые помогают привлечь внимание аудитории:
- прямое требование внимания;
- обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
- прерывание речи, создание паузы;
- формирование атмосферы тайны и занимательности;
- оживление речи с помощью пословиц, поговорок, афоризмов, ярких выражений;
- использование юмора.
Постарайтесь запомнить первую и последнюю части созданного вами текста, чтобы вообще не заглядывать в свои заметки хотя бы в этих частях выступления. Сохранение зрительного контакта с аудиторией в эти моменты очень важно: даже если вы постоянно заглядывали в записи, у ваших слушателей все равно сформируется общее впечатление спонтанной и свободной речи.
Иногда случается, что выступающий теряет мысль. Как правило, это происходит, если он увлекся и расслабился. В таком случае лучше всего вернуться назад, вспомнить одну из предыдущих мыслей и, оттолкнувшись от нее, продолжить выступление.
Если нет возможности прокрутить последовательность положений вашего выступления в голове, можно сделать это вслух: «Итак, я рассказывал вам о…, затем мы перешли к… А теперь давайте поговорим о…».
Другой вариант поведения, не менее приемлемый в такой ситуации, — перейти к мысли, которую вы помните. Не бойтесь забегать вперед: вы еще успеете вернуться и сказать то, что позабыли. Если это, конечно, действительно имеет значение.
Глоссарий:
- как подготовить публичное выступление 5советов
Сочинение 15.3 невольник чести по тексту алексина. Нужно ли искусство на войне сочинение 15.3.
СОВЕТЫ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
- «Тапер» — рождественский рассказ Куприна
- «Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь…» А. П. Чехов (По рассказам писателя)
Categories: Сочинения по литературе