Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева «Молодая гвардия»

Характерной особенностью композиции романа А. Фадеева «Молодая гвардия» являются лирические отступления. Лирические отступления — непосредственное выражение эпическим писателем своих мыслей и чувств. Эти отступления — характерная особенность только эпических произведений, так как в драматических произведениях авторская речь фактически отсутствует, а лирические произведения целиком представляют собой непосредственное выражение мыслей и чувств поэта. Композиционная роль лирических отступлений весьма многообразна.

В

одном случае это обращение самого автора к читателю, в другом — к какому-нибудь персонажу, в третьем — от имени одного из персонажей к другим действующим лицам. Лирические отступления насыщены воспоминаниями писателя, отражают его жизненный опыт, его симпатии или антипатии к своим героям. Они усиливают также восприятие и оценку читателем главных героев, их характеров и поведения.

В лирических отступлениях писатель может усилить впечатление от безобразия, уродства изображаемых им характеров. Так делал Гоголь, — изображая Плюшкина; он как бы старался вызвать у читателя отвращение к такому типу людей: «И

до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? Мог так измениться? И похоже на правду? — Все похоже на правду, все может статься с человеком…» Показывая в «Тарасе Бульбе» могучие, цельные характеры людей, которые сформировались в условиях казацкого товарищества, Гоголь слагает гимн Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь!

Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину». Лирические отступления служат для выражения писателем его отношения к изображаемой им действительности и в лиро-эпических произведениях.

Так, Маяковский в поэме «Хорошо!» в лирических отступлениях с особой силой говорит о своем, общем у него со всеми советскими людьми отношении к Родине: Но землю, которую завоевал и полуживую вынянчил, где с пулей встань, с винтовкой ложись, где каплей льешься с массами,- с такою землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть! Теперь мы рассмотрим специфику лирических отступлений в романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Лирические отступления в романе помогают раскрыть душевный мир героев Фадеева.

Отступление о руках матери — взволнованный монолог, в котором вырисовывается один из самых ярких образов романа — образ матери. Это гимн материнской любви, самоотверженности, неутомимому труду. Композиционно отступление связано с изображением в романе Олега Кошевого.

Мысли сына о матери непосредственно продолжает автор, и трудно сказать, где кончаются слова Олега и начинаются слова писателя. Авторские отступления говорят о «светлом потоке чувств», о великом значении дружбы в жизни человека, особенно когда он вступает в жестокую и опасную борьбу. Композиционно лирическое отступление построено так, что оно углубляет представление о дружбе, как о великой силе, необходимой человеку в борьбе: «Как часто самые близкие люди вмешиваются со своим опекунством в дела любви, сводят, разводят, передают дурное, что слышат о любимом тобой человеке… Если бы они знали, сколько они зла причиняют этим, сколько отравляют чистых ми-нут, которые не повторяются никогда в жизни!» Отступление о друге связано с биографией писателя.

Оно посвящено памяти погибшего друга юности. Это отступление говорит о самом дорогом — о счастье юношеской дружбы. Тоской, скорбью и одновременно глубокой верой в правоту революционного дела проникнуты эти строки.

Они тесно связаны с основной идеей романа, служат своеобразным вступлением к его финалу: «Друг мой! Друг мой…! Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе…»

В лирическом отступлении о Сергее Тюленине писатель как бы окидывает взглядом жизненный путь любимого героя, показывает, как в ходе смертельной борьбы с немцами романтические порывы воплощаются в реальные подвиги. Благодаря лирическому отступлению в романе обозначилась и внутренняя связь между старшим и юным поколениями советских людей. В этом — идейно-композиционная роль отступления.

А. Фадееву удалось в романе, посвященном советской молодежи, показать мир ее мыслей и чувств, горячих стремлений и надежд, ее беспримерный героизм.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Сочинение егэ токарева.
Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева «Молодая гвардия»

Categories: Новое