Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» и Блока «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…»

При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура стро­фы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом. четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.

Композиции стихотворений во многом похожи. Про­изведения

поэтов можно разделить на три условные ча­сти. Первая и вторая части «совпадают»: первая — это воспоминание о «чудном мгновенье» и лице «в простой оправе», заставляющее забывать «о подвигах, о добле­стях, о славе»; вторая — вычеркнутые из жизни «без бо­жества, без вдохновенья» годы и «дни» летящие и кружа­щие «проклятым роем», а вот третья часть несет разную смысловую нагрузку: если у Пушкина — это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновенья», то у Бло­ка итогом является вывод: «все миновалось, молодость прошла».

Более внимательный анализ позволяет еще

лучше уви­деть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Пре­жде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого — это лирический ге­рой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрас­ное проявление бытия, и мир, в котором лирический ге­рой так или иначе самоопределяется.

Лирические герои Пушкина и Блока по-разному пред­ставляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пуш­кин к 1825 году в большинстве своих произведений — ре­алист. Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосред­ственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лири­ческого героя, близкого автору. Автобиографический мо­мент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои. Пушкин проник в одну из сфер жизни, пережива­ний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что вол­нует многих. Его цель классически «проста» — сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.

Блок, как и символистская литература в целом, нахо­дится на переломном этапе в 1908 году, когда написано анализируемое стихотворение. Художественно-фило­софские установки символизма по-прежнему важны и влияют на творчество, но Блок начал ощущать, что нужен прорыв к иному содержанию. Существенно меняются темы, идеи и формы его произведений.

Стихотворение из цикла «Возмездие» (1908) запечат­лело грань поэзии Блока 1900-х — начала 1910-х годов. События начала XX века, «неслыханные перемены и не­виданные мятежи», приглушили активность обществен­ной мысли, ощутимее стали, как это всегда бывает в по­добных исторических условиях, ноты рефлексии, мотивы уныния, неверия в возможность достижения высоких це­лей обновления жизни.

Распадался символизм, оказавшийся неспособным решить поставленную перед собой задачу духовного воз­рождения России, в разные стороны расходились быв­шие единомышленники. Блок начинает воспринимать окружающую жизнь как страшный мир, усиливается тра­гическое мирочувствование поэта, да и в личной жизни его ожидало много горечи: умер, прожив всего несколько дней, сын, разрушалась семья, уходили друзья, наступа­ла полоса одиночества.

Самого себя прежде всего имел он в виду, когда в ста­тье «Безвременье» почти в отчаянье заключал: «Что же делать? Что же делать? Нет больше домашнего очага, все заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери от­крыты на вьюжную площадь». Таков трагический подтекст стихотворения «Одоблестях, о подвигах, о славе…». Весь этот сложный комплекс чувств и идей вмещает прямо или опосредованно текст стихотворения Блока.

Главная цель стихотворений разная. Пушкин проводит лирического героя через драматические переживания к возрождению, новому расцвету всех сил и чувств чело­века. У Блока героиня, воплощающая прекрасное, уходит безвозвратно, и главная задача лирического героя — на­учиться жить без нее.

Это несходство идей проявляется во многом. Показа­тельно, например, что ключевое смысловое понятие пер­вой строфы у Пушкина — «помню», а у Блока — «забывал». В дальнейшем лирический герой Пушкина страдал от от­сутствия событий: «Тянулись тихо дни мои», а герой Бло­ка — от их беспорядочно нагроможденного избытка: «Ле­тели дни, крутясь проклятым роем…»

Может быть, это связано с самим характером, обра­зом, воплощающим красоту. Героиня Пушкина с самого начала заявлена как сама жизнь, она — любовь, она сле­

зы и вдохновенье. Пушкин не создает видимого портре­та героини, ему важно выразить целостное впечатление, которое она производит на лирического героя. У Блока же мы видим отдельные, несвязанные черты: ее лицо «сияло на столе» — важно, что речь идет не прямо о любимой, а о фотографии, ее фигура представляется в воспоминании «синим плащом». Героиня Блока как бы нереальна. Скла­дывается впечатление, что, прощаясь с ней, он не расска­зывает об эпизоде своей жизни, а прощается с образом из его стихотворений предшествовавшего этапа творче­ства, с Прекрасной Дамой, бывшей символом любви и творчества.

Драма героя не только в том, что его любимая «отдала свою судьбу другому» (можно вспомнить о сложных вза­имоотношениях А. Блока, Л. Менделеевой и А. Белого), но и в общей утомленности существованием; «уж не меч­тать», «я крепко сплю» — вот каковы настроения лириче­ского героя, «все миновалось» — итог целого этапа его жизни и творчества.

Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличается. Пушкина не случайно называют клас­сически гармоничным и ясным. Гармония в мире для него возможна, пока в нем живы любовь и красота. Их времен­ное отсутствие повергает душу в уныние, но не разрушает идеал. Состояние лирического героя в конце произведе­ния равно тому, что он испытывал в начале. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо — доблесть, подвиги, слава, либо — «ты милая, ты нежная». Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни, где старые идеалы любви и красоты, увы, не имеют прежнего смысла.

Глоссарий:

  • О подвигах о доблестях о славе
  • о доблестях о подвигах о славе и я помню чудное мгновение
  • сравнение стихотворений о доблестях и я помню чудное мгновенье

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Как вакуле удалось преодолеть козни черта.
Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» и Блока «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…»

Categories: Сочинения по литературе