Сравнительный анализ стихотворений “Три осени” Ахматовой и “Золотая осень” Пастернака

Русская осень – совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души – во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное. Например, стихотворения Ахматовой “Три осени” и Пастернака “Осень золотая” также посвящены этой поре. В обоих произведениях рассказывается “об осени первоначальной” – “золотой” осенней

поре.

Однако у Ахматовой это описание занимает лишь часть произведения – для нее это одна из “трех осеней”. Пастернак же посвящает этой поре все стихотворение. Итак, как видят поэты “золотую осень”? Ахматова посвящает ей две строфы:

И первая – праздничный беспорядок Вчерашнему лету назло, И листья летят, словно клочья тетрадок, И запах дымка так ладанно-сладок,

Все влажно, пестро и светло. И первыми в танец вступают березы, Накинув сквозной убор,

Стряхнув второпях мимолетные слезы На соседку через забор. И у Пастернака мы наблюдаем похожие образы. Так, у обоих поэтов встречается образ

березы как символа России ; описание листопада ; акцент на буйстве природных красок . Таким образом, стихотворение Пастернака более подробно и детально раскрывает прелесть русской ранней осени.

Ахматова же описывает осень “целиком” – она выделяет в этой поре три эпохи, плавно переходящие друг в друга и закачивающиеся временной смертью, успокоением природы: “Всем стало понятно: кончается драма, И это не третья осень, а смерть”. Схожий финал и у стихотворения Пастернака. Этот поэт приравнивает к смерти стужу: …Древний уголок Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. В образной системе стихотворения “Три осени” преобладают метафоры и довольно много сравнений . Та же картина в стихотворении Пастернака – здесь все построено на метафорах и сравнениях . В плане синтаксиса у Ахматовой наблюдается обилие неполных предложений, передающих быстроту смены состояний природы: “Секунда, минута – и вот Приходит вторая, бесстрастна, как совесть…”.

В стихотворении Пастернака есть повторы, акцентирующие внимание на определенных описаниях, помогающие создать единый образ . Оба стихотворения созданы при помощи перекрестной рифмовки, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение Пастернака делится на катрены, у Ахматовой мы наблюдаем “вкрапление” в катрены двух строф с пятью строками. Таким образом, стихотворение Ахматовой “Три осени” и пастернака “Осень золотая” посвящены излюбленной поэтической теме – русской осени.

Пастернак любуется и восхищается золотой осенью. Ахматова признается в любви в русской осени в целом, в которой она выделяет три поры. Сравнивая эти два произведения, можно найти множество отличий.

Однако есть нечто, объединяющее эти произведения, – огромная любовь ее авторов к России, к русской природе, слияние поэтов со своей родной страной и ее судьбой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Вечер как сажа анализ.
Сравнительный анализ стихотворений “Три осени” Ахматовой и “Золотая осень” Пастернака

Categories: Новое