Вновь и вновь возвращается Некрасов к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе. Этой теме он посвящает в 70-е годы несколько лирических стихотворений, среди которых наиболее значительна «Элегия» . Она написана в 1874 году и стала ответом Некрасова на высказывания критиков в адрес поэта. Один них писал: «То, что составляло его любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпана не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что
поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей. Именно спором с такими высказываниями и можно, пожалуй, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа», И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов выступает против тех, кто из «моды» проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции, возражает сторонникам «чистого искусства», утверждая, что задача поэзии — служить своему народу: … пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам… Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!… Стихотворение было написано через 13 лет после отмены крепостного права.
За это время стало очевидным, как правы были революционные демократы, назвавшие еще в 1861 году царскую реформу лицемерным обманом, ограблением народа под видом освобождения. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — спрашивает поэта в «Элегии» его Муза. И он ответил на этот вопрос еще раньше, в самый год реформы : Мать-отчизна! Пойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей!
Мрачный тон стихотворения Некрасова говорил о том, что реформу поэт не считал освобождением. «Не ликовать в наивном увлеченье», а «напоминать, что бедствует народ», — так определяет поэт в «Элегии» задачу Музы. Поэт и в следующей строфе говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, поэзия не может отвернуться от этой темы, не видеть ее: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врачу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Для своего стихотворения автор избирает шестистопный ямб с попарной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской «Деревней».
Между двумя стихами есть и лексические связи. Сравним у Некрасова: …. Увы! Пока народы! Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам… И у Пушкина: Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам. Это сравнение лишний раз призвано подчеркнуть важность темы и установить связь времен.
Насущность обращения к этой теме Некрасов доказывает тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Поэт утверждает поэзию социальную. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной: «… счастлив ли народ?». Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение.
Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует: … Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта — Увы! Не внемлет он — и не дает ответа… Это стихотворение — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг.
Нина уже давно.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» . Восприятие, истолкование, оценка
Categories: Новое