Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы»

Н. А. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Он создал удивительные, психологически тонкие сюжетные зарисовки . Его перу принадлежат и наблюдения над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека . Большое значение для поэта имела также красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. Стихотворение «Метаморфозы» написано Заболоцким в 1937-м году. Это было время социалистического устроения общества, первых пятилеток.

Россия изменилась, изменились и требования к творчеству. В начале 30-х

годов состоялся Общероссийский съезд писателей, на котором перед литературой были поставлены новые задачи: отображать социалистическую действительность и выводить на сцену нового героя — коммуниста. Многие писатели последовали этим рекомендациям. Другие же, те, кто продолжал творить сердцем, не оставляли вечных тем любви, дружбы…

В ряду таких писателей находился и Н. А. Заболоцкий. Его стихотворение — это размышление не над происходящими в стране процессами, а наблюдение над личностью человека, жизнью его души. Самая главная идея произведения — изменчивость мира, а следовательно, и человека. Отсюда и

название произведения.

Стихотворение «Метаморфозы» по жанру представляет собой размышление. Тематически его можно отнести к теме поэта и поэзии. Написано стихотворение разностопным ямбом с множеством пиррихиев, что создает особую мелодику стиха.

Уже в первой строке произведения выражена, на мой взгляд, основная тема и идея стихотворения. Она сразу дает понимание особого состояния восторженности лирического героя. Графически это подтверждается восклицательными знаками: «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!». Далее поэт поясняет, каким образом происходит это изменение:

Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, — Не я один. Нас много… Сразу следует отметить прерывистое синтаксическое оформление строк.

Стих не заканчивает предложение, мысль переходит на другую строчку, что придает всему стихотворению разговорный оттенок. Далее лирический герой поясняет процесс метаморфоз , происходящих с ним: Я — живой. Чтоб кровь моя остынуть не успела,

Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел Я отделил от собственного тела! Что значит «умирал»?

Автор, скорее всего, имеет в виду отказ лирического героя от прошлых идеалов, стремлений и убеждений. Особенно этому способствовало время, в которое жил поэт. Эпоха начала 20 века принесла немало волнующих перемен. В этот момент лирический герой как бы смотрит на себя со стороны.

Он понимает, что раньше не видел всех этих «мертвых тел». Разум героя не может этого постигнуть: И если б только разум мой прозрел И в землю устремил пронзительное око, Он увидал бы там, среди могил, глубоко

Лежащего меня… Мой бедный прах, когда-то так любимый. Те же самые процессы умирания и воскрешения происходят и с окружающим миром, с природой.

Эта изменчивость является показателем жизни, так как только смерть неизменна: А я все жив! Все чище и полней Объемлет дух скопленье чудных тварей.

Жива природа. Жив среди камней И злак живой… Для характеристики жизни, мира «во всей его живой архитектуре» автор вводит символический образ — орган. Тем самым подчеркивается мысль, озвученная Заболоцким немного раньше: «Звено в звено и форма в форму».

Орган действительно инструмент очень сложный и прихотливый. Даже сквозняки могут испортить его непоправимо. Но внешне этот музыкальный инструмент выглядит достаточно внушительно. К тому же, если научиться им «управлять», орган может подарить ни с чем не сравнимые звуки. Так и жизнь — хрупкая и неистребимая одновременно: Орган поющий, море труб, клавир,

Не умирающий ни в радости, ни в буре. А отжившие свой век «тела», по мнению лирического героя, не уходят в небытие, они обретают бессмертие. И делает их таковыми творчество. Так, поэт, к примеру, имеет способность «замораживать» время своими стихами: Как все меняется!

Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком, Поэма шествовала медленным быком. Таким образом, мысль замыкается, и читатель понимает, что хотел сказать автор.

А именно — все изменчиво и все вечно: Вот так, с трудом пытаясь развивать Как бы клубок какой-то сложной пряжи, Вдруг и увидишь то, что должно называть Бессмертием.

О, суеверья наши!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение на тему басня.
Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы»

Categories: Новое