Редкая вариация размера – ритмический курсив. Звуковых повторов немного меньше, чем в предыдущей строке, но они единообразней и поэтому едва ли не более ощутимы: Нвну-нвзнут-нзт. Звук, дважды употребленный в отрицательной частице, пробуждает ту же семантику безнадежности даже в словах Взглянуть И Назад.
3. Над Непрядвой лебеди кричали – Недобрый знак:
Образцово-мелодичная строка: самый характерный ритм ; аллитерация на сонорные и звонкие шумные . Инерция предыдущего стиха заставляет услышать в названии Не Прядвы отголосок смыслов
” Не вернуться, не взглянуть… “
4. И опять, опять они кричат – Строка враз сбивает установившееся было “историческое” чтение. До сих пор прошедшее время Воспринималось как повествование – появившийся презенс спутывает все временн Ы Е соответствия. Что из сказанного – воспоминание, что – данность? Кричали – когда-то, а Стали? Теперь или тогда же?
И к чему относится безнадежность 2-й строки – к настоящему или к прошлому?
И снова мы видим: Куликовская битва – лишь модель более общей, вневременной ситуации, и поэтому ее черты повторяются, как сигналы для героя, как способ понять,
в какую же ситуацию он вовлечен. А разница между реализациями этой модели несущественна – поэтому и временн Ы Е отношения остаются непроясненными, существенно лишь повторение .
Ритм близко воспроизводит предыдущую строку . Воспроизведение, однако, не точное: “они” Все же несет ударение, хоть и слабое, и весь стих построен на отрывистых мужских словоразделах – ситуация воспроизводится не буквально, сейчас она страшнее . Сильные стопы подчеркнуты почти рифменным созвучием: П’ат’-п’ат’-ат .
Общий смысл строфы: “Вслушиваясь в грядущее, я снова слышу те же предвестия беды, смерти, но и победы, что звучали когда-то над полем Куликовым”.
5. На пути – ” Путь” – один из сквозных символов цикла ; это слово употреблено 5 раз .
Горючий белый камень – “камень” пришел из фольклора – из самого “символистского”, так сказать, фольклорного жанра – из заговоров и заклинаний, о которых Блок написал особую работу: “На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, на том камне дева сидит, шелками заморскими зашивает раны кровавые…”
Если первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично . Зато – чего в первом стихотворении не было – статичные “картинки” поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, “подсвечиваются” то прошлым , то будущим . Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей “встречу” времен.
Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом . Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикла
Януш корчак человек которого весь мир сочинение.
Стихотворение в контексте цикла “На поле Куликовом”
- Анализ сцены – Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала
- Разработка урока физики в 7 классе по теме “Строение твердых, жидких и газообразных тел” – Скачать
Categories: Сочинения по литературе