Судьба поколения 1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах. Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всем творчестве, в том числе и в лирике.

Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения.

Личные местоимения, употребленные Лермонтовым , подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее — иль пусто, иль темно…», — потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», — мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта.

Оно малодушно и холодно . Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова , их моральную позицию . Эти люди

«иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков. Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шепоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», — таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчеркивает бесчувственность и черствость людей.

Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: » …о, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей. Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме.

Например, в «И скучно и грустно» , в «Поэте» . Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал свое поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение на тему я как личность.
Судьба поколения 1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова

Categories: Новое