Судьбы героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» — это отражение современной поэту эпохи. Подобных произведений не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нем каждого, кто так или иначе возвышается над средним уровнем. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

Две

фигуры на протяжении всего действия полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Татьяна. Но есть еще одно действующее лицо, без которого Пушкин не смог бы нарисовать полную картину происходящего. Это Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет сюжет романа. Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе.

Следом за Онегиным явились Печорин, Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми». И в то же время Пушкин разглядел недюженность своего героя: Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.

Это лестная характеристика,

казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности: И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! Так и случилось, что хотя и невольный, Онегин все же убийца.

И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром Онегин признается в письме Татьяне: Еще одно нас разлучило: Несчастной жертвой Ленский пал.

Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности: Зачем я пулей в грудь не ранен? Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..

В восьмой главе романа перед нами предстает другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне тому подтверждение. Ленский в романе представляет собой антипод Онегина.

Во-первых, ему восемнадцать лет ; во-вторых, он мечтателен и пока еще искренен в проявлении своих чувств: Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.

Но Ленский все же дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге. Ведь Онегин тоже был когда-то восторженным. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он еще совсем неопытен в этих делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова.

Ленский, приревновав Ольгу к Онегину, бросает вызов обидчику. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью он пишет Ольге последние стихи, а Онегин крепко спит. Вообще появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Евгения, — важный прием.

С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы романа становятся ярче и драматичнее. С образом Татьяны автор связал свое представление о народности. Даже имя героини — Татьяна — указывает на это.

Так обычно называли дворовых девок, а не барышень. На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами героини. Благодаря ей в романе появляются святочные гадания при луне, сказочные мотивы . Татьяна отдана за старого генерала и ничего с этим не может поделать. В ее отказе Онегину звучит не только боль, но и твердость русской женщины, смирившейся со своею судьбой. В этом реализм и правда романа.

После отъезда Онегина именно Татьяне принадлежит роль разгадки того, кто же он был на самом деле. Она любит Евгения, любит по-настоящему, но природный ум подсказывает ей правду о нем: Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он?..

В романе Пушкин отождествляет Татьяну со своей музой. Действительно, столь сильный и, в то же время, покорный характер не мог не стать символом великого и русского. И новый портрет Татьяны в восьмой главе продиктован полным одобрением со стороны поэта.

В самом деле, героиня в новом обличие прекрасна. Ее манеры, одежда безупречны, следов былой Татьяны не найти. Но в ее глазах «печальная дума», что означает, что жизнь ее несчастна, несмотря на признание в высшем свете. В своем романе Пушкин вывел перед читателем типичные русские образы.

И в этом состоит настоящее искусство художника слова — показать перед читателем не статичного героя, не застывший отпечаток жизни, а живое человеческое лицо.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Милосердие в юшке.
Судьбы героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Categories: Новое