Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)

Многие писатели обращались в своем творчестве к деревенской теме. Одни восхищались деревенским укладом жизни, «учились в истине блаженство находить», иные называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос о «великом переломе» актуален и в наши дни. Именно коллективизация заставила многих писателей взяться за перо. Вспомним «Поднятую целину» Шолохова, «Котлован» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Забыть,

забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить.

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль — забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни,

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родины? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другие места. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали

— будь добр, подчиняйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто так расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая женщина украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучительно переживает эта малограмотная женщина судьбу своей деревни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что «наука важнее природы», и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в свою жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли сильна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину. Вообще, главной чертой крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме обращается А. И. Солженицына в рассказе «Матренин двор». Действие происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель видит деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища: темная комната, в которую свет попадал только из окна, многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 1950-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот все хозяйство.

Судьба крестьянки трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как говорит автор, «много было наворочено несправедливости с Матреной».

Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась: она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думает о себе в последнюю очередь, лишь бы другим было хорошо. Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и она. В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение о чем чирикал воробей.
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)

Categories: Литература