“Сверхъестественное отделение носа”

Уроки с элементами мастерской по повести Н. В. Гоголя “Нос”

Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с пуб­ликою удовольствием, которое доставила нам его рукопись.

А. С. Пушкин. Примечание к повести “Нос”

“Нос” продолжает держать нас в недоумении. С. Г. Бочаров. “Загадка “Носа” и тайна лица”

Повесть Н. В. Гоголя “Нос” описывает “необыкновенно странное

происшествие”. В 7-м классе не представляется возможным глубоко и полно, с учетом социально-философского и психологического смысла, прочитать эту загадочную повесть. Но можно попробовать погрузить детей в реальное и одновременно мистическое, комическое и очень живое пространство “Носа”. Оно как будто игровое – и предлагает погадать вместе с автором и его героями, как может существовать то, чего быть не может.

Впрочем, не просто погадать, а поискать основы для своих догадок в языке, в сюжете, в особенностях композиции. Не всегда обязательно в общении с детьми этого возраста использовать литературоведческие

термины, но всегда желательно основываться на законах, которые они выражают.

Дети к такой условной игре к седьмому классу готовы, и она может стать не просто развлечением, а способом чтения и понимания художественного произведения. Только после такого обсуждения можно будет с толком прочитать или перечитать комические и многозначительные слова в конце “Носа”: “Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают”.

Иллюстрация художницы Ники Гольц к повести “Нос”.

Между тем общение с гоголевской повестью подвигает нас все ближе к пониманию во все эпохи современной мысли, которую выразил И. Ф. Анненский: “…В рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость”. Статья Иннокентия Анненского “О формах фантастического у Гоголя” подробно рассматривает эту тему.

Очень интересно рассмотрена повесть также в статье С. Г. Бочарова. Сомнительно, однако, чтобы мы были готовы говорить на таком уровне с семиклассниками. Но в итоге проведенного урока с элементами мастерской Дети сами способны выйти к важнейшей мысли современного ученого: “Человеческий образ у Гоголя, в самом деле, распался на “лики без души” и загадочный, неизвестный внутренний лик “.

Ход занятия

…Их роль с мистической тревогой Интуитивно чуял Гоголь… А. Вознесенский

I. Вспомните поговорки и фразеологизмы, связанные с носом. Если мало помним, подскажет учитель.

Комар носа не подточит. Прищемить нос. Повести носом.

Носом чуять. Совать свой нос не в свое дело. Не видеть дальше собственного носа. Показать нос.

Нос не дорос. Водить за нос. Натянуть нос. Задирать нос. Мороз Красный нос.

Не выше носа . Вешать нос. Носом землю рыть. Столкнуться нос к носу.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Каков смысл такого частого упоминания носа в русском языке?

Выдающаяся вперед часть лица, притом разных форм. Выдаваться – многозначное слово. Иногда нос украшает, иногда незаметен, иногда мешает, сопит, краснеет… – в общем, как будто живет своей жизнью.

Иногда некоторым людям кажется, что их судьба зависит от носа. Иногда из-за формы носа и его подвижности, а то и по характеру человек может напоминать животное: клюв, рыло, хобот. Как люди называют нос?

Носопырка, носик, носишка, носище … Нарисуйте носы разной формы. Подпишите: что ощущает владелец такого носа?

Послушайте стихотворение А. Вознесенского “Баллада-диссертация” . Реальное это представление о роли носа или преувеличенное?

II. О смысле гиперболизма Чему служит преувеличение? А чему может служить фантастика в правдивом повествовании, описании? А еще?…

III. Несколько слов о “Петербургских повестях” Н. В. Гоголя.

В них много фантастического, неясного – прежде всего для самих героев. Из-за чего?

Из-за наивности, неопытности, неумения понять реальность. Из-за того, что действие – во сне или в мечтах. Из-за вмешательства потусторонних сил.

Из-за собственного безумия, а иногда – из-за безумия мира, в котором живут гоголевские герои.

IV. Что и для кого странно в повести “Нос”?

1. Назовем действующих лиц. Представьте, что вам нужно составить афишу . Афишу можно и нарисовать, включить портреты – по желанию.

1) Иван Яковлевич – цирюльник , нашедший запеченный в хлебе нос. 2) Прасковья Осиповна – его жена, которая пекла с утра хлеб, а потом ругала мужа. 3) Майор Ковалев или коллежский асессор, потерявший нос.

4) Квартальный надзиратель благородной наружности на Исаакиевском мосту. 5) Нос, сбежавший от хозяина, – статский советник. 6) Седой чиновник, в старом фраке и в очках, в газетной экспедиции. 7) Частный пристав – любитель сахара. 8) Доктор с благородною осанкою.

9) Штаб-офицерша Подточина Александра Григорьевна – 10) Иван – слуга майора Ковалева.

2. Рассмотрим сюжет. Беседа о сюжете и выборочное чтение повести. Обязателен комментарий учителя к словам с неясным лексическим значением .

Вариант : задание выполняется заранее как индивидуальное или в паре. Тогда подготовленные ученики выступают как консультанты по мере необходимости при чтении. Они должны заранее выявить непонятные или не до конца понятные слова и ситуации.

Возможны предварительные консультации.

3. Есть ли в повести объяснение, почему исчез нос? Есть ли предположения?

Что “собрали” в классе

1) Отрезал или оторвал невзначай цирюльник – однако нос был цел с вечера . 2) Наколдовала Подточина – но она не сердилась, а продолжала мечтать о зяте. 3) Все происходит во сне или спьяну – но, ущипнув себя до вопля, Ковалев выяснил, что бодрствует и соображает. 4) Украли или сбежал – область чистой фантастики . 5) Нарушение субординации, разрешенных мест и чинов . 6) “У порядочного человека не оторвут носа”, то есть это результат неприличного образа жизни хозяина носа . 7) “Только черт разберет это!” – итоговая мысль майора Ковалева.

Выберите себе любое объяснение и подберите аргументы в тексте. Объясните друг другу свою точку зрения в группе из четырех человек.

V. Подумайте и объясните друг другу, какие фразеологизмы со словом нос и почему подходят для определения состояния майора Ковалева и его поведения.

Выступите от группы со своими объяснениями.

VI. Фантастическое в реальности – не об этом ли повесть Гоголя? Но, может быть, это 1) гипербола, 2) гипотеза, 3) модель ? Каждый из названных ответов требует осмысления. 1) Преувеличение – чего и зачем? 2) Гипотеза – предположение о чем и как объяснить, аргументировать?

С какой целью появляется у автора? 3) Модель – что моделируется, почему именно так и к каким размышлениям побуждает?

1. Подберите и запишите слова – рифмы к слову нос. Прочитайте вслух .

#my_table { border-collapse: collapse; } #my_table td { border: 1px solid #000; }






Трусость и предательство.
“Сверхъестественное отделение носа”

Categories: Сочинения на определенные темы

Рейтинг компании: 9.7 из 10