Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст» были взяты М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части романа «Мастер и Маргарита». На мой взгляд, эта характеристика, относящаяся к Воланду, обозначает и одну из главных философских тем произведения — тему добра и зла, их сосуществования в мире и в душе каждого человека. Данная тема развивается параллельно в двух плоскостях — в «иершелаимских» и в «московских» главах. Так, в «романе о Понтии Пилате» тема

добра и зла связана с образами Пилата и Иешуа.

Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, приговаривает к мученической смерти невинного бродягу-философа, неповинного ни в одном из вмененных ему обвинений. Важно, что Пилат внутренне сочувствует и симпатизирует Иешуа, возможно, инстинктивно чувствуя правоту его слов. Однако страх — великая сила.

Именно она делает прокуратора несвободным, заставляет преступить через себя. В душе этого героя борются добро и зло, но в итоге побеждает тьма: страх перед кесарем, опасения доноса, боязнь испортить карьеру оказываются выше истины. В Иешуа Га-Ноцри Булгаков увидел пророка,

опередившего своими проповедями время.

Именно поэтому за свои идеи философу пришлось заплатить жизнью. Этот герой для писателя является воплощением идеи истинного добра. Важно, что, несмотря на свою «земную» слабость и незащищенность, На-Ноцри в более широком масштабе оказывается грандиозной личностью и великим философом. И в эпилоге романа, и во сне Ивана Николаевича Понырева автор опять сведет Пилата и Иешуа вместе: они пойдут рядом по лунной дороге, беседуя и улыбаясь.

Тем самым, кроме всего прочего, Булгаков подчеркивает неразрывную связь добра и зла, их неизбежное переплетение, сосуществование. Данная тема продолжает развиваться и в «московских» главах. Так, в совершенно ирреальном и безумном московском мире внезапно появляется Воланд с его свитой. Важно, что это фантастическое событие воспринимается как вполне естественное явление. Если жизнь превратилась в ад, то почему бы в ней не появиться Князю Тьмы?

«Дьяволиада» в романе Булгакова получает интересную трактовку: если в жизни нет сил, способных восстановить справедливость, если закон безмолвствует и молчит добро, то восстановление миропорядка готовы выполнить силы зла. Именно поэтому Воланд и его слуги не похожи на традиционные исчадия ада. Все они вполне симпатичные «сущности». Это предприимчивый Коровьев и угрюмый, немногословный Азазелло в крахмальном белье, с обглоданной куриной косточкой в кармане.

Это озорной, тщеславный и обидчивый кот Бегемот. Это, конечно же, Воланд, полный достоинства, мудрости и спокойствия. Силы зла выступают в романе как судьи, несущие справедливое возмездие «каждому по заслугам его»: наказан за взяточничество Никонор Иванович Босой, за ложь — Варенуха, за безделье и разврат — Степа Лиходеев. За доносы «получил свое» барон Майгель, за бюрократизм — заведующий филиалом, за жульничество — буфетчик, за бездарные стихи — Иван Бездомный.

Булгаков показывает: то, что не могут сделать силы Света, — выполнить карательную функцию — сделали силы Тьмы, руководствуясь при этом добродетельными и даже назидательными целями. Больше того, антитеза добра и зла в лице Воланда и Иешуа не состоялась. Именно Воланд совершает благое дело — спасает Мастера, воссоединяет его с Маргаритой и восстанавливает текст романа о Понтии Пилате . «Все будет правильно, на этом устроен мир» — в этих словах, принадлежащих Дьяволу, еще раз подтверждается вера самого автора в закон справедливости. Вообще, на протяжении всего произведения Булгаков доказывает нам, что добро и зло — две вечные категории, не существующие одна без другой. У каждой вещи есть две стороны, тьма не существует без света, как и свет без тьмы.

Идиллический мир Мастера, восстановленный в царстве вечного покоя, становится «ущербной» идиллией — он лишается света. Безусловное добро Левия Матвея и Иешуа неожиданно бледнеет рядом с веселым и обаятельным злом Воланда и его свиты. Верность ученика оборачивается непониманием и искажением идей учителя — и приводит к отречению или забвению. Безумие, отменяющее здравый смысл, в романе оказывается самым верным путем к постижению сокровенных тайн бытия — подлинное прозрение приходит к героям, как это ни парадоксально, в клинике Стравинского. В конечном итоге, сам главный герой — Мастер — несет в себе черты не только Иешуа, но и Понтия Пилата.

Ведь писатель отрекся от своего романа, как и Пилат предал Иешуа. И оба они понесли заслуженное наказание. Отречение — от романа или от истины, поиск покоя и осознание трусости как самого страшного порока — вот что связывает творца и героя его романа.

Таким образом, в романе Булгакова сюжет формируется так, что каждый его участник и каждый элемент выступает в двойственном значении. Мастерство же писателя состоит в том, что эти значения не исключают, а дополняют друг друга, заставляя читателя в «вещах несовместных» увидеть общие черты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение игрушка детства.
Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Categories: Новое