Тема дома и бездомья в лирике А. Блока

Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: “…от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятьям, “возмездию” и…- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру”. В первый том стихотворений

Блока вошли три цикла: “Ante lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, “Распутья”.

Здесь романтический лирический герой как бы разделен надвое. С одной стороны, он разочарован в жизни и стремится к смерти. С другой – герой любит жизнь и хочет ею наслаждаться.

Разочарованный герой, отверженный и одинокий, не имеет своего дома. Он вынужден скитаться, презираемый толпой: “В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я…” Ощущение себя в жизни герой передает фразой: “Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне”. У лирического героя первой книги стихов Блока нет дома.

Да он ему и не нужен.

Герой бродит по свету. Он молод, ищет себя, познает мир: В ночи, когда уснет тревога.

И город скроется во мгле. – О, сколько музыки у бога, Какие звуки на земле! “В ночи, когда уснет тревога…” Особенно сильно этот мотив начинает звучать в оптимистических, жизнерадостных стихах первой книги , в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.

Поэт считал, что любовь к миру открыта человеку через любовь к женщине. Лирический герой показан в этом цикле на фоне природы, вечных стихий. Скорее здесь развивается тема странничества и слияния с природой. Эта тема заявлена уже во “Вступлении”: “Отдых напрасен.

Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота”. В момент любви для героя весь мир – его дом: “Навстречу вешнему расцвету Зазеленели острова”, “Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах”.

В “Распутье” возникает другой мотив. Появляется связь с повседневностью, внимание к человеческому горю. В этом цикле двойник лирического героя – нищий бродяга, не имеющий своего пристанища из-за социального положения : Мимо идут, говоря: “Ты, прохожий, Точно такой же, как я, как другой; Следом идет на тебя непохожий

Сгорбленный нищий с сумой и клюкой”. Лирический герой становится ближе к людям, он начинает замечать их страдания. Поэтому чувствовать себя благополучным он уже не может. Сердцем герой – вместе со своим народом. Лирика второго тома отразила важные изменения в творчестве Блока.

Теперь лирический герой обращен к миру, к его бедам и радостям. Здесь отчетливо начинает звучать тема Родины. Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее “тайну”, познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ.

Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом : Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины… Так – я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

В цикле “Разные стихотворения” появляется образ осеннего поля, ненастья, пронизывающего насквозь ветра. Этот образ символизирует положение страны, русского народа. И это – дом для поэта, неуютный, холодный, продуваемый. Однако по-другому лирический герой не может.

Он не может бросить свою Россию. Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает свой знаменитый “чердачный цикл” . Здесь лирический герой – представитель городских низов, один из многих “униженных и оскорбленных”. Его окружают “зловонные двери”, “низкий потолок”, “заплеванный угол”, “оловянные кровли”. Лирическое “я” растворилось в личностях других людей, в тех “униженных и оскорбленных”, которым нужна помощь и сочувствие. Третий том стихов Блока – завершающий том его трилогии.

Это высший этап трудного, во многом трагического пути поэта. Он открывается циклом “Страшный мир”. Теперь дом для лирического героя – вся Вселенная, космос: Миры летят. Года летят.

Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, – в который раз?

В этом цикле вновь приобретает сильное звучание мотивы трагического мироощущения, “угрюмства”, мысль о роковом круговороте жизни, о беспомощности человека. Эти мотивы продолжают развиваться и в других циклах третьего тома. Однако нельзя думать, что в финал творчества поэта – это пессимизм и фатализм. Отнюдь:

О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!

Тема дома и, как его развитие, тема бездомья пронизывает всю творчество Блока. Можно сказать, что эта тема – один из лейтмотивов творчества поэта. Из тома в том тема дома и бездомья развивается по-своему: от полного бездомья лирического героя до осознания, что вся Вселенная – его пристанище.






Что такое настоящее искусство сочинение рассуждение 15.3.
Тема дома и бездомья в лирике А. Блока

Categories: Новое