Тема патриотизма в произведениях Твардовского “Василий Теркин” и Симонова “Живые и мертвые”

Великая Отечественная война 1941-1945 годов, естествен­но, стала главной темой для многих писателей и поэтов не только в 40-е годы, но и впоследствии. То по горячим следам, то в определенной исторической перспективе стремились рас­крыть судьбу родины и народа в это тяжелейшее время И. Оренбург, А. Толстой, В. Гроссман, М. Шолохов, Ю. Бон­дарев, В. Быков, А. Чаковский и многие другие. Но самыми удачными произведениями о Великой Отечественной войне, написанными непосредственными ее участниками, наиболее полно раскрывающими ее великий народный смысл и

нацио­нальный характер русского народа, следует, вероятно, считать поэму Твардовского “Василий Теркин” и эпопею К. Симонова “Живые и мертвые”. В поэме Твардовского, написанной не­посредственно в ходе войны, уловлено главное – русский на­циональный характер, практически не изменившийся за годы нелегких испытаний и крутых перемен в судьбе России. Та­лантливый, ловкий, мужественный, скромный, обладающий неиссякаемым оптимизмом и чувством юмора, презирающий смерть без ложного геройства – таким был русский человек всегда, война лишь высвободила все эти качества из-под спу­да, дала им возможность проявиться

во всей полноте. В созда­нии русского национального характера Твардовский следует традициям русской классической литературы – Пушкина, Лермонтова, Толстого, Лескова. Его Теркин – пожалуй, наи­более запоминающийся и сильный образ русского человека среди всей отечественной литературы XX века. Образ Теркина поистине стал бессмертным, перейдя в живую жизнь со стра­ниц поэмы. И в то же время поэма Твардовского – это не лу­бок, в котором на первый план выступает красивая и победная сторона, а глубокое осмысление всего того нечеловечески тя­желого труда, который взвалила война на русского человека. Сам Твардовский язвительно высмеивал эту парадность, ура-патриотизм и всякого рода “шапкозакидательство”: “Заклю­чить теперь нельзя ли, / Что, мол, горе не беда, / Что ребята встали, взяли / Деревушку без труда? / Что с удачей постоян­ной / Теркин подвиг совершил: / Русской ложкой деревянной / Восемь фрицев уложил?” Не раз подчеркивает Твардовский, что война – труд тяжелый и кровавый, который, вообще-то говоря, не под силу человеку, и лишь сверхчеловеческим на­пряжением всех сил, на которое способен русский характер, можно не только все вынести, но и победить. Не дает забыть читателю автор и о высокой цене, заплаченной за победу, и о святой цели войны. Через всю поэму рефреном проходят сло­ва: “Страшный бой идет, кровавый, / Смертный бой не ради славы – / Ради жизни на земле”.

Роман-эпопея Симонова “Живые и мертвые” был написан уже после войны, на определенном историческом отдалении от нее, что дало возможность писателю аналитически осмыс­лить и психологию русского человека на войне, и причины первоначальных поражений, и окончательную победу. Напи­санию романа предшествовало изучение исторических доку­ментов, разговоры с людьми, с военачальниками, в том числе и с маршалом Жуковым, а также несколько повестей на воен­ную тему. Это, как и незаурядный талант, которым обладал Симонов, позволило ему создать эпопею о великой войне, в которой с максимальной объективностью и полнотой (что, ра­зумеется, не исключает авторской живой заинтересованности) война раскрыта как целое, осмыслена как величайшее истори­ческое событие в жизни русского народа XX века. Как и до него Толстой, Симонов подчеркивает, что победы в войне мог достичь и достиг прежде всего народ – понимаемый не в со­циальном, но в национальном смысле, – народ, который дей­ствительно заслуживает название великого. Особое место в романе Симонова занимает обыкновенный русский человек – не богатырь, даже не исключительная личность, а обыкновен­ный средний человек, который и к войне-то не готовился, не привык к ней, никогда не был солдатом. И у этого человека есть все, что присуще обыкновенному человеку: страх смерти, тоска по жене и дому, привычки мирной жизни; он физически и морально устает, не всегда бывает прав, может обладать не самым лучшим характером и т.п. Огромная масса таких людей проходит через роман, и каждый из них ничего особенного собой не представляет – не герой, не богатырь, не монолит, а обыкновенный человек из плоти и крови. Но именно этот че­ловек выиграл величайшую войну в истории, потому что этот Синцов, Серпилин, Малинин или Иванов – частица русского народа, который в подавляющей своей массе (хотя есть у Си­монова в романе и трусы, и шкурники) твердо, без слов, а ка­ким-то внутренним убеждением знал одно: родину отдавать нельзя, и отдать жизнь за нее – не высокая и не низкая плата, а дело… естественное, само собой разумеющееся, о котором не надо думать и, уж конечно, не надо красиво говорить. Произ­ведения Твардовского и Симонова, в сильнейшей степени вы­ражающие дух русского народа в Великой Отечественной войне, в то же время наиболее честные и правдивые произве­дения на эту тему.

Глоссарий:

  • патриотизм василий теркин
  • василий теркин патриотизм в произведении
  • василий теркин проявление патриотизма





Взаимопомощь аргументы.
Тема патриотизма в произведениях Твардовского “Василий Теркин” и Симонова “Живые и мертвые”

Categories: Сочинения по литературе