Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина.
На всем протяжении творческого пути Пушкин создавал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предназначения поэзии и высокого призвания поэта-пророка («Пророк», 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы «чистое искусство». Это не совсем верно. Служение искусству для Пушкина не самоцель, а наиболее органический способ самовыражения поэта в мире
людей, высшее проявление свободы духа, осознанной как главная ценность жизни. В стихотворении «Поэт» (1827) Пушкин проводит четкую грань между социально-бытовым обликом писателя («И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он») и моментами вдохновения, когда бытовое уходит и поэт становится исполнителем высшей воли. Пустые «волнения», «корысть» и бесцельные «битвы» отвергаются в стихотворении «Поэт и толпа» (1828).
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв… —
говорит поэт о людях иного склада. И это не уход от жизни, как иногда интерпретируются эти
строки, а утверждение подлинного смысла бытия, целью которого должны быть творчество и любовь. Тяжкий и нередко одинокий путь творческой, созидающей личности все же утверждается как единственно ведущий к подлинному, а не мнимому счастью:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут.
(«Осень» (Отрывок), 1833)
Это настойчивое и мужественное служение высшим истинам, а не суетным интересам ставит себе в заслугу поэт в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), подводящем итог его творческих, социальных и философских поисков. Здесь происходит воссоединение поэта с народом («К нему не зарастет народная тропа…»), осмысленным как важнейшая созидающая сила мира. Частью ее поэт осознает и себя. Гуманность, милосердие ставят нравственные ограничения политической свободе, постоянно устремляющейся к полюсам полного безначалия, с одной стороны, и тотального подавления личности — с другой, и являются основанием высшей, духовной свободы. Подобно одному из чудес света, древнеегипетскому Александрийскому маяку (столпу), известному своей несравненной, колоссальной высотой, творчество освещает человечеству путь к духовной истине. Такое его понимание позволяет «равнодушно» воспринимать «хвалу и клевету» суетных «глупцов», чуждых красоте, не понимающих гармоничного божественного замысла бытия. Видеть и показывать мир во всем богатстве и единстве его социальных, нравственных и эстетических проявлений — это и является целью и заслугой истинной поэзии.
Глоссарий:
- Как в лирике пушкина Раскрывается тема высокого назначения поэта
- тема поэта и поэзии в лирике пушкина
- как в лирике а с пушкина раскрывается тема высокого назначения поэта
Василиса на дне.
Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина
- Цитатная характеристика Ромео из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
- Мертвые души характеристика образа Чичиков Павел Иванович
Categories: Сочинения по литературе