Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.

Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно

реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек. В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете – ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”.

В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение. Действие поэмы развивается

на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения.

Образы ветра, снежной бури – символы очистительной стихии. Двуплановость образного строя “Двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы: Черный вечер, Белый снег,

Ветер, ветер! В основе произведения – революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением – настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп – “стороной за сугроб”, барыня – “к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали…”. Особенно непримирим к новому давний недруг Блока – либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: “Длинные волосы и говорит вполголоса…

Должно быть, писатель-вития…”. Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически.

В их изображении он использует сравнения – броские и емкие: Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой,

Поджавши хвост паршивый пес. Но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост. Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать – враги старого мира, но они сами вышли из его недр.

Поэт символически передает это образом старого мира – “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.

Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.

Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного.

Смысл жизни они обретают благодаря революции. Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое.

Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской. В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.

Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.






Профессия мечта сочинение.
Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

Categories: Новое