Трагедия любви в лирике А. А. Блока

В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья… А. Блок Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы.

И с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась личная жизнь, каждый все равно продолжает мечтать и в мечтах своих обращаться к вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой, бережно хранить ее образ и молиться на нее. Ибо так устроен человек. Он не может жить без веры, без чего-то светлого

в душе.

Любящим свойственно обожествлять любимых. А. Блок вошел в литературу с первым циклом стихов, так и называвшемся — «Стихи о Прекрасной Даме». И эту тему, этот образ Прекрасной Дамы, вначале такой хрупкий, романтичный, а с годами принимавший все более реальные черты, он бережно пронес через все свое творчество. И если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном, романтическом мире: Ты из шепота слов родилась,

В вечереющий сад забралась И осыпала вишневый цвет, Прозвенел твой весенний привет. С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя легкая тень, — то пройдут годы, и жизнь наложит

на все свой отпечаток. Почти уйдут юношеская восторженность и романтизм, а вместо него появится серый, обыденный мир. И не только появится, но и займет свое главенствующее место.

А мир фантазии, мир мечты обратится в легкую дымку вокруг образа. Постепенно в лирике Блока будут чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух миров: близкого и скорбного «здесь» и лучшего, прекрасного «там». Так, вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа — ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой.

Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче… Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. «…Я знаю — ты здесь, ты близко — ты там».

Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой «светлый образ»: И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. И кто эта девушка без имени?

Кто она — сон или действительность? Богиня или падшая? Святая или преступница?

Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту земным воплощением «святого образа»: И каждый вечер, в час назначенный , Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне… …И веют древними поверьями

Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука… Эти горечь и боль становятся основными мотивами в стихах Блока. И поразительно ужасными открываются контрасты между двумя мирами:

Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая… …Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно.

Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе и быт раздавил ее, то чья в том вина? Блок, конечно, видел и понимал это. И потому, наверное, в его стихах женщина всегда будет жертвой, всегда будет оправдана: Я не только не имею права,

Я тебя не в силах упрекнуть За мучительный твой, за лукавый, Многим женщинам сужденный путь. Возможно, это явилось одной из главных причин того, что любовь и судьба женщины в лирике Блока всегда трагичны. Женские образы из стихотворений «Перед судом» и «На железной дороге » впоследствии выльются в образ Катьки в поэме «Двенадцать».

И Катька явится олицетворением трагической женской судьбы и трагической жизни людской, ибо по положению женщины можно судить о жизни общества. И если несчастна женщина, если осквернена любовь — самое святое, что может быть в человеке, то как может быть счастливою жизнь? Быт и серость жизни реальной женщины отодвинули дымчатый образ, и пришел ему на смену другой, вполне конкретный. Образ той «страстной, безбожной, пустой, незабвенной».

Любовь к этой женщине подобна искре. Она загорается, мгновения светит безумным светом, чтобы испить наслаждение жизни до дна и чтобы так же скоро погаснуть, сгореть. И пусть она «безбожная, пустая», и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет не грешницей, а мученицей.

И любовь к женщине для Блока останется светлым и святым чувством, которое он сумел сохранить и пронести через все творчество. В снах печальных тебя узнаю И сжимаю руками моими Чародейную руку твою.

Повторяю далекое имя…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Человек радуется когда он взрослеет проблемы.
Трагедия любви в лирике А. А. Блока

Categories: Новое