Трудовое воспитание школьников

Педагогическая статья на тему: «Трудовое воспитание» Автор: Тимолянова Ольга Викторовна, учитель математики.

Место работы: МБОУ ТСШ №2, с. Топчиха Топчихинского района

Описание материала: Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов, учителям среднего звена. Здесь говорится об актуальности данной темы, о способах привития любви к труду, о роли семьи в процессе трудового воспитания.

Цель: Формирование представления о значимости воспитания любви к труду у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

образовательная: рассказать о целях и задачах воспитания трудолюбия у детей;

— развивающая: развивать стремление к трудовому воспитанию, к сотрудничеству с детьми в труде;

— воспитательная: воспитывать интерес к общественно полезному труду.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Гельвеций

Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, — это любовь к труду, уважение к людям труда,

готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания — процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья — дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано.

Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Простейшая трудовая операция производит серьезные изменении в психологии и физических способностях ребенка. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него.

Желание повторить успех рождает потребность повторить в труде. С этого момента он работает по тому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.

Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер. А. С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.

Под группой «привычек» он подразумевал санитарно — гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т. е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.

Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача учителя состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.

Как это сделать? Пожалуй, воспитание привычки к труду — самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во — первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во — вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.

Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь — получилось!

Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.

Он радуется и сияет, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивление смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научился что-то делать.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела.

Главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Привычка, умение что — то делать своими руками, пригодятся ему в любой Профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество — ответственность.

Конечно, Мама гораздо быстрее вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. Она гордиться своими умениями.

Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба — труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.

Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала.

День был тяжелым.

«Боже мой!» — думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения.

У Сережи в классе праздник, ему нужно подготовить нарядную одежду. На ужин что — то приготовить, пирог испечь».

Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла».

— Что они еще там затеяли, — думает она.

— Давай сумки! — Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ними и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая.

На электрической плите булькает ее любимый борщ.

— Пойдем в комнату, — тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе — букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке — подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса.

Сережина чистая форма висит на вешалке. Ее раздражение и усталость, как рукой сняло.

— Откуда вы знали, что нужно было делать?

— Секрет фирмы, — поспешно заявляет Сережа, делая Тане предостерегающий знак.

— Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?

Поздним вечером, когда Дети уже спали, она тихонько вошла к ним, нагнулась над кроватью дочери и осторожно подсовывает под подушку сверток — подарок ко дню рождения. Из — под подушки падает какая — то бумажка. Листок из блокнота.

На листке по пунктам переписано ее почерком, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.

— Секрет фирмы, — улыбается она. — Добрые вы мои телепаты.

Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.

Трудолюбие плюс доброта — тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.

Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно — вложил в это определение глубочайший смысл.

Надо. Еще как. Просто необходимо.

Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы.

Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута.

Доступна эта радость тому, кто любит труд.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Дружба обломов и штольц.
Трудовое воспитание школьников

Categories: Сочинения по литературе