Творческий путь А. А. Блока

<

p>Александр Александрович Блок — поразительное по своей глубине, таинственности и величию явление в русской поэзии ХХ века. Образы-символы, сокрытые в его поэзии многозначны и глубоки. Они сравнимы с многосложным шифром, не поддающимся расшифровке. Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Бекетовы и Блоки — материнская и отцовская ветви рода поэта — оставили заметный след в российской истории, науке, культуре.

Андрей Николаевич Бекетов, дед Александра Блока, был автором не

только солидных научных трудов, но и популярных очерков. Бабушка Елизавета Григорьевна оставила множество переводов научных и художественных произведений. Литературой успешно занимались мать Блока и его тетки. С детства Александр, или Сашура, как его ласково называли с семье, был окружен неусыпным вниманием и заботами.

В нем очень рано пробудилась страстная, непреодолимая тяга к поэзии и стихосложению. Юный Блок увлекался творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского. Свои первые стихи он сочинил уже в пятилетнем возрасте.

Однако серьезно заниматься поэзией Блок начинает после окончания

гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета . Творческую судьбу Блока во многом определили сильное чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой, и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева. В эти появляется его первый поэтический сборник — «Стихи о Прекрасной Даме» , который приносит ему известность. Он общается с видными поэтами той поры — Д. Мережковским, 3. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Вяч. Ивановым и др.

В начале XX века в атмосфере надвигающейся общественной бури серьезно меняется художественная позиция Блока. Поэт будто спускается с небес на землю, пристально вглядываясь в окружающую его «повседневность», жизнь «униженных и оскорбленных», в неблагополучный, полный контрастов, мир, где властвуют стихии. Его новое видение отразилось в целом ряде книг, каждая из которых была событием — «Нечаянная Радость» , «Снежная маска» , «Земля в снегу» и «Ночные часы» . В это же время Блок создает цикл лирических драм — «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» , «Песня Судьбы» , «Роза и Крест» , а также серию публицистических и литературоведческих статей . Жизненный и творческий горизонт поэта значительно раздвинули его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды.

Неизгладимое впечатление на поэта произвела Италия, чья древняя история отразилась в его великолепном итальянском поэтическом цикле. В 1910-1911 годах Блок плодотворно работает над изданием своего первого «Собрания стихотворений». В своей поэтической биографии он выделил три этапа, каждому из которых отвел одну книгу своей трилогии.

Накануне Первой Мировой войны Блок работает над поэмой «Возмездие» — глубоко-философским произведением. Однако завершить ее не удалось. Летом 1916 года Блок был призван в армию табельщиком одной из инженерно-строительных дружин и направлен на фронт. После Февральской революции тысяча девятисот семнадцатого года он возвращается в Петроград, где редактирует стенографические отчеты «Чрезвычайной следственной комиссии», проводившей допросы деятелей свергнутого царского правительства.

Блок не приветствовал падение самодержавия, однако вскоре он осознал, что революция еще не окончена и главный всплеск разбушевавшейся народной стихии еще впереди. До окончания Первой Мировой войны оставался еще год. Россия бурлила в котле все более и более нараставших противоречий, выплеснувшихся наружу в Октябре тысяча девятисот семнадцатого года. В течение всего тысяча девятисот семнадцатого года Блок не создал ни одного поэтического произведения.

После Октябрьского переворота Блок словно поверил в «очистительную силу революции». Он призывал слушать «музыку революции» — шум от падения старого мира. В это время поэт переживает необычайный творческий подъем.

В течение января 1918 года он написал свои самые знаменитые произведения — статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Блок романтично верил, что революцией «задумано» «переделать все, изменить облик мира, очистить его от ветоши старого бытия. Статью «Интеллигенция и революция» завершает знаковый призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Блок с интересом включился в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничал в горьковском издательстве «Всемирная литература», был председателем управления Большого драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем поэт неожиданно убеждается в том, что бюрократизм, пошлость не только не исчезли из окружающей жизни, но, напротив, торжествуют, возник даже новый вариант мещанства — комчванство. «Жизнь изменилась , — вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы «, — с горечью пишет в своем дневнике Блок.

Есть версия, что в конце жизни Блок раскаивался в написании поэмы «Двенадцать» и даже отрекался от нее. Неопровержимых доказательств тому нет. Однако известен ответ Блока, доказывающий обратное: «Я сейчас думаю так же, как думал, когда писал «Двенадцать», — ответил он однажды на провокационный вопрос.

В другом разговоре он повторил: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». Трагедию Александра Блока в послереволюционный период убедительно охарактеризовал видный русский литератор и публицист Р. И. Иванов-Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась — изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение что такое равнодушие.
Творческий путь А. А. Блока

Categories: Школьные сочинения