Творческий путь Достоевского Ф. М

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Роман «Преступление и наказание» даже чисто хронологически занимает центральное место в творчестве Достоевского, являясь одной из его вершин, однако далеко не единственной.
Исключительный успех и славу принесло ему еще самое первое из написанных произведений — роман «Бедные люди», появившийся в печати в 1845 г., когда автор только что закончил Главное инженерное училище и почти тут же порвал с военной карьерой, решив целиком посвятить себя литературе. Вслед за Гоголем Достоевский дал в «Бедных людях» реалистические

зарисовки петербургского быта и продолжил галерею «маленьких людей», возникшую в русской литературе 30-40-х гг. («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина, «Шинель» и «Записки сумасшедшего» Гоголя). Но Достоевский сумел вложить в этот образ новое содержание. Макар Девушкин у Достоевского, в отличие от Акакия Акакиевича и Самсона Вырина, наделяется ярко выраженной индивидуальностью и способностью к глубокому самоанализу. Благодаря «Бедным людям» Достоевский сразу вошел в круг литераторов «натуральной школы» и сблизился с Белинским — общепризнанной главой движения.

/> Однако следующая повесть Достоевского, «Двойник» (1846), несмотря на оригинальное и изощренное по психологизму изображение в ней раздвоения сознания, не понравилась Белинскому своей затянутостью и явной подражательностью по отношению к Гоголю. Еще холоднее была принята критиком третья, романтическая повесть — «Хозяйка» (1847), что вместе со ссорой Достоевского с Некрасовым и Тургеневым послужило поводом к разрыву Достоевского со всем литературным кружком, объединившимся как раз в это время вокруг журнала «Современник».
Сильно задетый резкими отзывами, Достоевский тем не менее продолжил активную литературную деятельность и создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849).
В это же время Достоевский вошел и революционный кружок Буташевича-Петрашевского и увлекся социалистическими теориями Фурье. После неожиданного ареста всех петрашевцев Достоевский был приговорен в числе прочих сначала к «смертной каши расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, к четырем годам каторжных работ с последующей отдачей в солдаты.
На каторге Достоевский пробыл с 1850 по 1854 г., после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещенный в г. Семипалатинске. В 1857 г. его производят в офицеры и возвращают потомственное дворянство вместе с правом печататься. Начав вновь писать, Достоевский работает сначала в сугубо комическом роде, во избежание всяких цензурных нареканий. Так возникают две комические «провинциальные» повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), написанные в традициях Диккенса.
За время пребывания Достоевского в Сибири коренным образом меняются его убеждения. От прежних социалистических идей не остается и следа. Во время следования по этапу Достоевский встретился в Тобольске с женами декабристов, которые подарили ему Новый Завет — единственную книгу, разрешенную на каторге, и в течение последующих страшных пяти лет он его вдумчиво читал, и с тех пор идеал Христа стал на всю жизнь для него нравственным ориентиром. Кроме того, опыт общения с каторжниками не только не озлобил Достоевского против людей из народа, а, наоборот, убедил в необходимости для всей дворянской интеллигенции «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».
В 1859 г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и сразу по приезде развивает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М. М. Достоевским он начинает издавать журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), где проповедует свои новые убеждения «почвенничества» — теории, очень близкой к славянофильству, заключавшейся в том, что «русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент», по словам самого Достоевского. Образованные классы общества мыслились носителями ценнейшей западной культуры, но при этом оторванными от «почвы» — национальных корней и народной веры, что лишало их правильных нравственных ориентиров. Лишь при условии соединения европейской просвещенности дворянства с народным религиозным мировоззрением стало бы возможным, по мнению почвенников, преобразование русского общества на христианских, братских началах, упрочение будущего России и осуществление ее национальной идеи.
Для журнала «Время» Достоевский пишет в 1861 г. роман «Униженные и оскорбленные», затем там же печатаются его знаменитые «Записки из Мертвого дома» (1860-1861), где Достоевский художественно осмыслил все увиденное и пережитое им на каторге. Эта книга явилась новым словом в русской литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию.
В 1864 г. умирает от чахотки жена Достоевского, а через два месяца и его брат М. М. Достоевский, с которым у писателя была особая близость. Достоевский вынужден прекратить издание «Эпохи». Трагические переживания этого года отразились в повести «Записки из подполья» — исповеди «подпольного парадоксалиста», неожиданной и необычной по своему мрачному, злому и насмешливому тону. В этом произведении Достоевский окончательно находит свой стиль и своего героя, характер которого станет затем психологической основой для героев всех его поздних романов.
В 1866 г. Достоевский работает одновременно над двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание», из которых последний, по признанию самого Достоевского, «удался чрезвычайно» и сразу выдвинул его в первый ряд русских романистов наравне с Толстым, Гончаровым и Тургеневым. В 1867 г. Достоевский женится вторично на А. Г. Сниткиной и уезжает с ней за границу, где вскоре пишет роман «Идиот» (1868-1869), главной идеей которого становится изображение «положительно прекрасного человека» в условиях современной российской действительности. Так создается образ князя Мышкина («князя Христа») — носителя идеалов смирения и всепрощения. Но исход романа оказывается трагичным: герой гибнет в захлестнувшем его море необузданных страстей, зла и преступлений, царящих в окружающем его мире. В 1871 г. появляются «Бесы» — антинигилистический роман-памфлет, в основу сюжета которого легло нашумевшее убийство студента Иванова, совершенное группой революционеров-анархистов под руководством С. Г. Нечаева. В 1875 г. в «Отечественных записках» H. A. Некрасова печатается роман «Подросток» — «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.
С 1875 г. Достоевский начинает единолично выпускать оригинальное периодическое издание — «Дневник писателя», состоявший из фельетонов, публицистических статей, очерков, мемуаров и художественных произведений. «Дневник писателя» стал для него своеобразной трибуной, с которой он выступал по всем злободневным вопросам европейской и русской общественно-политической и культурной жизни. В «Дневнике писателя» Достоевский по-прежнему развивал идеи почвенничества, однако с течением времени его взгляды все больше «правели», сближаясь, с одной стороны, со славянофильством, а с другой — с официальной идеологией. Это издание имело огромный общественный резонанс и упрочило славу Достоевского и как писателя, и как общественного деятеля. Внешним свидетельством этого явилась дружба Достоевского с К. П. Победоносцевым, будущим оберпрокурором Священного синода.
Последним крупным произведением Достоевского, завершающим его великое романное «пятикнижие», стали «Братья Карамазовы» (1879-1880), где получили окончательное и гениальное художественное воплощение все важнейшие идеи зрелого творчества писателя. Особенно широкое распространение получила «Поэма о Великом инквизиторе», часто бытующая отдельно от романа и породившая благодаря своему неисчерпаемо глубокому содержанию, множество философских и литературоведческих интерпретаций (см. сб. «О Великом инквизиторе», сост. Ю. Селиверстовым. М., 1991).
Последним, уже предсмертным триумфом Достоевского стала его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о «всечеловечности, всепримиримости» русской души и о великой исторической миссии России — объединении во Христе всех народов Европы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Анализ на бледно голубой эмали.
Творческий путь Достоевского Ф. М

Categories: Биографии