Творческий путь Лескова Н. С

Николай Семенович Лесков известен прежде всего как прозаик, автор множества романов, повестей, рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника, Лесков рано поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, а через два года, в 1849 г., перешел в Киевскую казенную палату. Переезд в Киев сыграл важную роль в жизни Лескова. Он познакомился с молодыми профессорами Киевского университета, приходившими в дом его дяди, профессора медицины Киевского университета С. П. Алферьева.

Молодой Лесков попал в среду университетской молодежи, стал посещать лекции, много читал, выучил украинский и польский языки.
В 1857 г. Лесков отказался от государственной службы и перешел в частную коммерческую компанию. Дела фирмы требовали многочисленных поездок по стране, и Лесков, по его собственным словам, «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях». Накопленные впечатления послужили основой первых публицистических опытов писателя, опубликованных в 1860 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» и других изданиях.
В 1861 г. Лесков переехал в Петербург, а вскоре в Москву, где стал сотрудником

газеты «Русская речь» и одновременно публиковал свои статьи в «Отечественных записках», «Книжном вестнике» и других журналах. Также он сотрудничал с газетой «Северная пчела», в которой печатались П. И. Мельников (Печерский), В. И. Даль, писатели-демократы В. А. Слепцов, А. И. Левитов. Именно в это время к Лескову стали настороженно относиться официальные власти, и записка канцелярии санкт-петербургского полицмейстера «О литераторах и разночинцах» констатировала: «Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному».
В 1862 г. журнал «Век» опубликовал первое беллетристическое произведение Лескова — рассказ «Погасшее дело» (впоследствии названный «Засуха»). В этом же году в разных изданиях были напечатаны рассказы «Разбойник» и «В тарантасе», а в 1863 г. — «Житие одной бабы» и «Язвительный». На первых этапах творчества Лесков отдавал предпочтение жанру очерка, что сближало его с литераторами демократического лагеря. Однако сразу же обнаружились и принципиальные различия между ними в подходах к изображению народной жизни.
В отличие от писателей-шестидесятников, призывавших изучать жизнь народа, Лесков воспринимал ее как нечто понятное и близкое, «изучению» противопоставлял «знание». Не будучи консерватором, еще в юности возненавидев крепостное право, писатель в то же время не принимал идеи революционного переустройства жизни. Свое неприятие он с присущей ему категоричностью и полемической страстностью выразил не только в публицистике, но и в романе «Некуда» (1864).
Демократический лагерь русской литературы расценил появление романа как открытый вызов и объявил писателю войну. Против него выступили Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, а позднее и М. Е. Салтыков-Щедрин. Доступ во многие журналы для Лескова был закрыт. Порыв, побудивший писателя создать антиреволюци-онный роман, был искренним, и хотя позднее он отчасти сожалел о своем прежнем стремлении противостоять «бурному порыву», который называл «естественным явлением», все же Лесков утверждал (в письме И. С. Аксакову от 9 декабря 1881 г.), что в «Некуда» «есть пророчества — все целиком исполнившиеся».
Свое отлучение от демократической прессы писатель переживал достаточно остро, однако он осознавал, что Россия не должна была идти революционным путем, и последовательно воплощал эту мысль в других произведениях — рассказе «Овцебык», романе «Обойденные» (1865). Обвинение в реакционности впоследствии будет брошено Лескову еще не раз. Ситуацию ухудшит и появление в 1872 г. его нового антинигилистического романа «На ножах». Цель писателя заключалась не в отрицании необходимости демократических перемен, а в неприятии форм их достижения, той схоластической картины будущего, которую упорно рисовали некоторые революционеры-демократы. Драма Лескова состояла в том, что он так же, как и шестидесятники, уважал народ, его трудолюбие, терпение, мудрость, талант и хотел для него лучшей доли, но в отличие от представителей демократического лагеря не имел готовых решений и мучительно искал источники и пути преобразования и укрепления Отечества.
Верой в неистощимые силы, скрытые в русском народе, в его национальном характере, проникнуты многие произведения Лескова. Он искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и социальных слоях русского общества, среди крестьян, мастеровых, дворян и т. д. Его рассказы «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован» (1880), «Человек на часах» (1887), «Инженеры-бессребреники» (1887) и другие отразили представления писателя не только о русском национальном характере, но и о нравственном потенциале личности, об истоках ее внутренней силы, искренности и чистоте душевных порывов.
М. Горький писал о том, что Лесков создал «для России иконостас ее святых и праведников». Это не означало стремления писателя идеализировать русского человека. Лесков раскрывал сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разнородных начал. Еще в 1865 г. в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» он показал страшный исход бунта героини, в которой трагически смешались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой — отсутствие четких нравственных ориентиров, слепое подчинение законам среды, эгоизм и жестокость.
И в более поздних произведениях Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчеркивая, что ее итог зависит от способности человека осознать свое предназначение, найти свой путь в жизни. Герой повести «Очарованный странник» (1873) пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание «отстрадать» за другого человека, а позже и «за народ… помереть».
Одним из наиболее значительных произведений Лескова стал роман-хроника «Соборяне» (1872), где он с большой симпатией воссоздал самобытный и гармоничный мир людей, силу которым давала вера. Но писатель не идеализировал церковный быт (позднее он опубликует «Мелочи архиерейской жизни» (1878) и другие произведения, осмеивающие нравы церковной верхушки), он лишь хотел подчеркнуть необходимость существования идеала, веры, отсутствие которых, по словам главного героя хроники — протопопа Туберозова, «сгубит Россию». Идея «почтения к деяниям предков великих» выражена и в других романах-хрониках Лескова: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874).
Жанр хроники стал одним из основных в прозе писателя, сознательно стремившегося реформировать традиционную форму романа, не отвечающую, по его мнению, потребностям изображения реальной жизни. Кроме того, писатель отдавал предпочтение таким эпическим жанрам (рассказам, очеркам), которые в большей мере отвечали его стремлению к изображению «мелочей жизни».
Отличительной особенностью авторской манеры Лескова явилась способность соединять в творчестве утверждение высоких нравственных идеалов, изображение лучших черт национального характера и критику негативных сторон русской жизни (содержавшуюся как в «Соборянах», так и в ряде других произведений). Сатирические тенденции в произведениях Лескова с годами усилились и даже открыли ему путь на страницы демократической печати. Не случайно в 1883 г. Лескова, из-за материальных затруднений в 1874 г. вернувшегося на государственную службу, вновь вынуждают ее покинуть из-за «несовместимости» литературных занятий со службой. С 1883 по 1894 г. Лесков много писал, работал в самых разных жанрах (очерк, святочный рассказ, притча, легенда и т. п.). Последний год жизни (1895) был омрачен отказом в публикации рассказа «Заячий ремиз». В феврале 1895 г. писатель умер от отека легких.
Творчество Лескова, не только отражавшего противоречия русской жизни, но и раскрывавшего истоки ее возрождения, показавшего самобытность национального характера и духовный потенциал народа, стало важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Характеристика пятницы из робинзона крузо.
Творческий путь Лескова Н. С

Categories: Биографии