Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева «Ася»

Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

2 часа — спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

Задачи:

Обучающие — формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Развивающие — совершенствование

навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное. Воспитательные — воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И. С. Тургенева «Ася», музыкальное сопровождение , аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

К уроку

учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И. С. Тургенев «Ася».

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н. Н. — главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками :

История первой любви.

История Аси и Н. Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений . Гл. I, II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

Вопросы:

Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами?

Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного? Почему действие повести происходит в Германии?

Какова роль пейзажа? тический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.) Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?

Почему? Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе ? Почему вызвал мысли об Асе?

III. «Что за хамелеон эта девушка!»

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?

Назовите черты сходства. Перечислите «странности» Аси. воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Главные герои макар чудра.
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева «Ася»

Categories: Сочинения на определенные темы