Урок литературы в 9-м классе по теме: «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Краткое изложение текста

Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

— актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; — развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; — обучение анализу литературного произведения; — подготовить учащихся к написанию Сочинения; — воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование:

— компьютер, диск со слайдами; — раздаточный материал ; — иллюстрации: гравюры В. А. Фаворского, миниатюры из Радзивилловской

летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.

Эпиграфы:

«Слово о полку Игореве»… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Д. С. Лихачев

«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей

поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

Д. С. Лихачев

Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, — основной художественный образ «Слова…»

Д. С. Лихачев

Ход урока I стадия — стадия вызова, цель ее — актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

1. Постановка цели:

— Назовите главные образы поэмы.

— «Слово…» посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

— Из чего складывается образ Русской земли?

2. Самостоятельное чтение фрагмента «Образ Русской земли в «Слове…» из статьи Д. С. Лихачева «Золотое слово русской литературы» .

Читая текст, учащиеся делают пометки:

«P » — уже знал;

«+» — новое;

«-» — думал иначе;

«?» — есть вопросы.

II стадия — осмысление, ее цель — аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

— Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

— Что показалось непонятным?

— Что удивило, взволновало?

— Что бы выделили как главное?

2. В процессе беседы составляется кластер :

Рис. 1

3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

— Природа в «Слове…»;

— Люди Древней Руси в «Слове…»;

— История Руси в «Слове…».

Группы составляют свой кластер по теме и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

Рис. 2.

Рис. 3

Рис. 4

4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

Рис. 5

III стадия — стадия рефлексии. Цель ее — анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

— Было ли вам интересно на уроке?

— Сумели ли вы получить новые знания?

— Как же создается образ Русской земли в поэме?

— Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»?

Домашнее задание: написать сочинение «Образ Русской земли в «Слове…»

Литература к уроку:

1.Коровина В. Я. «Когда ты хочешь молвить слово…» // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61. 2.Курилов А. С. Нравственные уроки «Слова о полку Игореве» // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36. 3.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979.

4.Прокофьев Н. И. «Слово о полку Игореве» // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16. 5.Рыбаков Б. А. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве» // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19. 6.Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. — М., 1971. 7.Слово о полку Игореве. — М., 1980.

8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература , 1999, № 26, с. 6-11. 9.Фогельсон И. А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.

10.Шкляревский И. Загадки и тайны «Слова о полку игореве». — М., 1998.

‹ Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Вверх Формы работы с поэтическим текстом в старших классах ›

Методические материалы Литература Киевской Руси XI — XII вв.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Лара доктор живаго характеристика.
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Краткое изложение текста

Categories: Школьные сочинения