Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»

Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется все последующее.

И. А. Бунин

1. Слово учителя. «Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется все последующее». Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что «всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…»

На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать

то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребенком.

2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

Чем необычен этот рассказ?

— По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь И мальчик .

— Какую цель преследует при этом автор?

— Каким термином в литературе мы называем углубленное изображение психических, душевных переживаний?

— О чем этот рассказ?

— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя?

— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях?

— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?

— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово «помнишь ли» связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Песня о соколе анализ.
Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»

Categories: Сочинения по литературе