В чем причины нравственного падения Сальери?

А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

А. Пушкин. Моцарт и Сальери

В одной из своих «маленьких трагедий» «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин пытается раскрыть причины нравственного падения одного из самых талантливых композиторов своего века.

В начале трагедии мы слышим своеобразную исповедь Сальери, его размышления о своем призвании музыканта. Перед нами появляется образ трудолюбивого и настойчивого человека, который упорно стремится к желанной цели и, даже терпя неудачи,

не теряет веры в себя.

Усильным, напряженным постоянствомЯ наконец в искусстве безграничномДостигнул степени высокой. СлаваМне улыбнулась…

Сальери занимается любимым делом и от души радуется успехам друзей, его товарищей «в искусстве дивном». Даже самых талантливых из них, тех, которые превосходят его в постижении «глубоких, пленительных тайн» музыки, Сальери считает равными себе, потому что, пользуясь их открытиями, постоянно совершенствует свое мастерство.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый былКогда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживеПесок и пыль грызущею бессильно?

Но

вот появляется Моцарт, который не только пишет чудесные произведения, но и, кажется, сам рожден прекрасной музыкой. Создается впечатление, что все дается Моцарту легко, без труда, и с этим Сальери не может смириться:

Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений — не в наградуЛюбви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?..

Сальери понимает, что он прежде всего — ремесленник, стремящийся поверить «алгеброй гармонию», и поэтому божественный дар, доставшийся легкомысленному и веселому Моцарту, воспринимает с гнетущим чувством зависти. И в то же время его раздражает, что соперник относится к посланному ему свыше таланту с легкостью и беспечностью, тогда как в словах самого Сальери постоянно слышится превосходство над обычными людьми, не имеющими доступа к тайнам музыки. Сальери искренне считает, что Моцарт «недостоин сам себя».

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;Я знаю, я.

Движимый завистью, ревностью и гордыней, Сальери наделяет себя правом судить другого человека, достигшего больших высот в своем деле, чем он сам. Он убеждает себя в том, что никто никогда не сможет повторить Моцарта, и поэтому его искусство губительно:

Что пользы, если Моцарт будет живИ новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? нет;Оно падет опять, как он исчезнет:Наследника нам не оставит он. Что пользы в нем?

Так Сальери приходит к мысли отравить Моцарта. Говоря, что заботится о благе человечества и искусства, он обманывает сам себя. На мой взгляд, нет и не может быть прощения человеку, не только идущему на предательство друга и его убийство, но и лишившему мир неповторимого таланта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Что такое настоящее искусство сочинение рассуждение 15.3.
В чем причины нравственного падения Сальери?

Categories: Сочинения на свободную тему