В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц?
В качестве литературного контекста могут быть привлечены следующие образы-персонажи: Емельян Пугачев в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и одноименной поэме С.А. Есенина, Иван Грозный в «Песне про купца Калашникова», императорский двор и генералы Корнилов, Деникин, Каледин в эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», Сталин и Гитлер в романе-эпопее В. С. Гроссмана «Жизнь
и судьба» (две позиции по выбору учащегося).
Обосновывая свой выбор и сопоставляя героев в заданном направлении анализа, отметьте, что образ Пугачева у А.С. Пушкина, как и Наполеона у Л. Н. Толстого, субъективен, не столько исторически конкретен, сколько подчинен авторской идее — показать трагедию «народного царя», являющегося порождением «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Самозванец опоэтизирован автором: он и добр, и гуманен, и справедлив в отличие от своих ребят.
Укажите, что изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и Наполеона в эпопее «Война и мир» обусловлено
писательской задачей: у Л. Н. Толстого — это развенчание наполеонизма, у А.С. Пушкина — поэтизация образа «вожатого». Обоим свойственны уникальные личностные качества, военный гений, честолюбие. Своеволие Пугачева проявляется в таком его заявлении: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай…» При всей разности положения самозванца и французского императора оба показаны не только как исторические деятели, но и как люди в их взаимоотношениях с народом, челядью. Взлет и падение также отличает характер их судьбы.
Расскажите, как в изображении Ивана Грозного у М. Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» преобладает установка на стилизацию народных эпических произведений, а следовательно, на идеализацию. Как и французский император, русский царь своеволен: хочет — казнит, хочет — милует. Несправедливость решения царя относительно судьбы Калашникова окупается его непререкаемым авторитетом в народной среде.
Вспомните, что в романе В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» Сталин и Гитлер выступают лишь безвольными рабами времени, заложниками созданных ими же обстоятельств. Гитлер сам породил волшебную палочку идеологии и сам в нее поверил. Сопоставление гротескно сниженных образов правителей двух великих народов дает автору возможность сравнить гитлеризм и сталинизм, которые должны быть осуждены и преодолены.
Обобщая сказанное, отметьте, что Наполеон у Толстого — маленький человек в сером сюртуке с «жирной грудью», «круглым животом», дрожанием икры левой ноги, Сталин у Гроссмана — рябой смуглолицый человек в длинной шинели («Штрума возмущало, что имя Сталина затмевало Ленина, его военный гений противопоставлялся гражданскому складу ленинского ума»). Эти вершители судеб не осознают силы народного духа.
C. Гроссман, следуя толстовским традициям, ориентирует читателя на постижение исторических закономерностей. Вознесенные на невиданную высоту, кумиры становятся затем жертвами собственного народа.
Глоссарий:
- образы исторических деятелей в русской литературе
- В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л Н Толстым реальных исторических лиц?
- с каким персонажем русской народной литературы можно сравнить ивана фоягина в заданном направлении и почему
Характеристика леграна.
В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Толстым реальных исторических лиц?
- Характеристика Герасима — главного героя рассказа по рассказу Муму (Тургенев И. С.)
- Творческий и жизненный путь поэта-символиста Анненского Иннокентия Федоровича
Categories: Сочинения по литературе