Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-11 классов

Игра «Знатоки русского языка»

Цели игры:

Формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка; Развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения; Воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование : листы с заданиями для каждой команды, компьютерная презентация, сигнальные карточки

Формы работы: групповая, индивидуальная

Форма проведения: беседа, викторина

Ход занятия

Правила проведения игры

Ученики классов

поделены на 2 группы по 6 человек . Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Вы сегодня должны показать свои знания по основным разделам русского языка, умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. У нас присутствует жюри в составе:

__________________________ __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

После

выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. Желаю удачи всем командам!

Задания для команд

Задание №1

Учитель: Что изучает раздел науки о языке «орфоэпия»? Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:

Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица;

Задание №2

Учитель: Что изучает фонетика? . Сейчас команды будут выполнять задание, в котором нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения -3-4 минуты:

Задание для всех групп:

Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: Местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. Запишите слова, переданные фонетической транскрипцией, , ,

Задание №3

Учитель: как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения?

Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:

Извнутряю, зад главы, задышка, возглавие, крадебница, могута, мешанина, детоводница, скус, охабка, оковрач, очник.

Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

Задание №4

Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение — 3 минуты.

Слова для 1 группы: актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал; Слова для 2 группы : миссия, эпилог, имитация, шеф, триумф.

Задание №5

Учитель: часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?

Задание для всех групп: Разберите по составу выделенные слова: Расточка Деталей. Из земли показались три Росточка.

Задание №6

Учитель: в языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? . Фразеологизм — это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи является одним из показателей сформированности речевой культуры человека.

Вот и следующее задание для команд позволит выявить, как участники команд знают значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.

Задание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глаза, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

Задание №7

Учитель: наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову.

Задание для команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:

Слово для 1 группы: улыбка; Слово для 2 группы: погода.

Задание №8

Учитель: правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

Предложения для 1 группы:

А) Цены подорожали

Б) Он поднял тост за дружбу

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ;

Предложения для 2 группы:

А) В парке заложено 52 дерева ;

Б) Храбрая мысль

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий

Задание №9

Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.

Блиц — опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.

Сколько букв в русском алфавите? Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА Раздел науки о языке, изучающий географические названия Язык на котором ведется богослужение в православных храмах

Определите значение слова десница Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? На основе какой азбуки было создано русское письмо? Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? Какое небесное тело имеет два названия: одно — мужского рода, а другое — женского рода.

С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?

Задание №10

Учитель: очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:

Задания:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете?

Задание №11

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.

3. Итог занятия. Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.

Ответы для жюри:

Задание 2

__ Задание для всех групп:

Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: Местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. , гладкий , бурьян , съемка , каюта .) Запишите слова, переданные фонетической транскрипцией, , ,

Задание №3

Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:

Извнутряю , зад главы , задышка , возглавие , крадебница , могута , мешанина , детоводница , скус , охабка , оковрач, очник .

Задание №4

Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение — 3 минуты.

Слова для 1 группы: актуальный , антракт , ситуация

, лозунг , финал ;

Слова для 2 группы : миссия , эпилог

, имитация , шеф , триумф .

Задание №6

Задание №8

Учитель: Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

Предложения для 1 группы:

А) Цены подорожали

Б) Он поднял тост за дружбу

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ;

Предложения для 2 группы:

А) В парке заложено 52 дерева ;

Б) Храбрая мысль

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий

Задание №10

Задания:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете?

Задание №11

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Как достичь цели сочинение.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-11 классов

Categories: Школьные сочинения