Найдите в тексте рассказа слова, которыми может быть сформулирована его основная идея.
«Надо человеком быть!»
В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?
Основная идея рассказа выражена в словах его героя «Надо человеком быть!», которые он дважды произносит. Тем самым Шукшин выдвигает в качестве ведущей проблемы произведения человеческое достоинство личности, недопустимость его унижения.
Охарактеризуйте героя рассказа. Почему у него постоянно возникают конфликты с окружающими людьми?
Конфликты возникают
из нежелания смириться с несправедливостью. Об этом мы узнаем из слов матери. «Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться, — сказала мать свою горькую думу. — Из ФЗУ тада тоже…» Слова «Надо человеком быть!», в которых выражена идея рассказа, Ванька Тепляшин относит не только и не столько к красноглазому вахтеру , сколько к людям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе, чтобы и впредь оставаться бескомпромиссным к проявлениям несправедливости и бесчеловечности. Автор солидарен с ним, хотя и не принимает те средства борьбы против зла, которые избирает Ванька.
Душу героя щемила униженность
матери. Его поразило, какой у нее стал жалкий голос, даже какой-то заученно жалкий, привычно жалкий. Ему стало стыдно за мать. Второй раз вспоминает он об унижении матери, когда доктор Сергей Николаевич уговаривает его остаться долечиваться.
И это воспоминание усилило решение Ивана уйти из больницы. Наконец, по дороге домой он вновь вспоминает обидную для него сцену и говорит матери: «Не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси.
Ясно?» Герой рассказа органически не принимает приспособленческой морали, которая проявляется и в униженных просьбах матери, и в намеках соседей по палате и гардеробщика Евстигнеева на всесильный полтинник, и в упреке доктора, зачем связался с вахтером. Поэтому и не принимает он столь заманчивого предложения врача, который был готов поселить Ванькину мать у себя в доме.
Симпатия писателя по отношению к герою выразилась в сочетании мягкого юмора и лиризма в повествовании.
В каких ситуациях, изображенных Шукшиным, особо остро отстаивается авторская позиция?
Прежде всего, в сцене столкновения Ваньки Тепляшина с вахтером, в диалогах героя с доктором, соседями по палате, с Евстигнеевым. Автор не приемлет нравственных компромиссов и потому солидаризируется с Ванькой, когда тот решает покинуть больницу, несмотря на симпатию к Сергею Николаевичу.
Можно ли Ваньку Тепляшина отнести к разряду шукшинских «чудиков»? Мотивируйте свой ответ.
Разумеется, да. «Чудики» Шукшина пытаются понять, осмыслить жизнь, чтобы «душа не болела». Они открывают правду жизни страстно и мучительно, их поведение воспринимается стандартными, прагматичными людьми как отклонение от нормы.
Таков и Ванька Тепляшин.
Какое социально-нравственное явление символизирует образ красноглазого вахтера? Какие художественные средства использованы для его создания? Какие синонимы заменяют слово «говорил» по отношению к вахтеру?
В чем их смысл?
Другая, не менее важная мысль звучит в рассказе: быть человеком — значит быть личностью. Между тем на фоне искренней радости встречи с матерью сына читатель с гневом воспринимает бездушие, настоящую бесчеловечность красноглазого вахтера. Он не произнес, не сказал, а «деревянно прокуковал: «В субботу, среду, воскресенье». Писатель передает его речь отрывочными фразами и восклицаниями: «Назад!
Ко мне! Тут произвол!»
Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого обрисовано также с помощью приема контраста. Если вахтер с презрением относится к людям, не считает нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что может его смягчить полтинник, то Ванька с достоинством требует уважения к себе, даже в драке не нападает, а отбивается, чтобы поменьше летели стулья и тумбочки.
Почему Ваньке не понравилось в больнице?
Ивану грустно от пребывания в городской больнице, потому что он испытывает чувство одиночества. Там он тоскует не только по родному саду, селу, но и по доброму человеческому отношению, в котором заключено понимание людьми его индивидуальности. Здесь же он только «тематический больной».
Тоскливое состояние усугубляется и видом из окна — все люди кажутся ему одинаковыми.
Большую роль в рассказе играет Прием антитезы, с помощью которой автор обличает бездушие и ратует за торжество истинной красоты человека. Так, в обстановке больничной скуки во весь голос «неожиданно вскрикнула радость человеческая». «Мама идет!» — закричал он всем в палате радостно».
Что означают слова «тематический больной»? Какую роль они играют в этом рассказе?
«Тематический больной» — это пациент, диагноз которого соответствует профилю научно-исследовательской работы больницы, кафедры медицинского вуза, расположенной на ее территории, или деятельности отдельного врача, работающего над кандидатской или докторской диссертацией. Такие больницы осуществляют специальный подбор пациентов, на которых испытывают новые методы лечения. Язва двенадцатиперстной кишки, которой страдал Ванька Тепляшин, была, по-видимому, темой отделения и доктора Сергея Николаевича.
В больнице даже медсестры называют Ваньку «тематический больной». Тем самым Шукшин показал факт обезличивания человека, против чего он сам восставал в своих рассказах, стремясь наделять своих героев индивидуальными, не похожими на других чертами характера, интересами, манерой поведения. Восстает против обезличивания человека и герой рассказа.
Выражение «тематический больной» в рассказе используется в ироническом смысле.
Как вы думаете, связаны ли с идейным смыслом рассказа имя и фамилия героя?
Несомненно, да. Иван, Ванька — типично русское имя, распространенное в деревнях и имеющее широкое бытование в произведениях русского фольклора. Как правило, сказочный Иван открыт, добросердечен, общителен, борец за справедливость.
Характеристика героя по его именной номинации дополняется фамилией Тепляшин, что еще в большей степени усиливает представление о нем как искреннем, теплом по отношению к людям человеке. Может быть, в какой-то мере его фамилия указывает на способность к взрыву, вспыльчивость.
Тиран петр 1.
Вопросы и ответы к рассказу В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин
- Петр I и его эпоха в романе А Толстого «Петр I»
- Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Categories: Новое