Возможности развития эмоционально-волевой сферы первоклассников в период адаптации к школе

V

А. С. Макаренко писал: “Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества, целеустремленности”.

В обучении большую роль играют эмоции, интерес, воспитание “на положительном фоне”, но, считаю, нельзя создавать тепличные условия обучения, ведь через преодоление трудностей развивается воля. И все же в волевом усилии важную роль играют положительные эмоции: радость творчества, гордость за свое дело, чувство удовлетворения – эмоциональный “попутный ветер”.

Начало обучение в общеобразовательной

школе считается одним из наиболее значимых факторов, воздействующих на эмоционально – волевые свойства учащихся младших классов. В процессе адаптации к школе довольно часто встречаются негативные психологические проявления в поведении детей. Среди причин, усугубляющих рост негативных проявлений, обычно называются трудности, связанные со сменой социального положения детей, а так же связанные с приспособлением к учебной деятельности.

В каждом классе есть Дети, которые легко вступают в общение со своими сверстниками и со взрослыми. У кого-то это получается не сразу, есть и такие дети, которых

одноклассники не принимают в общие игры. Конечно, причины этого могут быть разными, но, безусловно, немалую роль играет и уровень эмоционального интеллекта. Но можно ли развивать его?

И как это делать?

В настоящее время существует немало тренингов, посвященных развитию и становлению эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект формируется у ребенка в течение всей жизни, с самого рождения, и происходит это тем успешнее, чем разнообразнее взаимодействие ребенка с родителями и другими близкими. Значительную роль играет тут умение назвать эмоцию. Надо научить детей правильно реагировать на эмоции и выражать их.

Эмоциональный интеллект можно развивать в играх.

Многим известна игра “Пантомима”. В ней ведущий жестами и мимикой изображает какое-то чувство или состояние человека, а другие должны угадать, что он имеет в виду. Начинать стоит с более простых эмоций, таких, как радость или гнев, а со временем переходить к более тонким и сложным .

А вот игра “Испорченный телефон”. В нее можно играть не словами, как обычно, а “передавая” соседу выражение лица. Какая эмоция задавалась ведущим и что получилось на выходе?

Когда вы спрашиваете у ребенка, что он чувствует, не торопите его с ответом.

Лучше подайте ему пример: расскажите о своих чувствах и эмоциях.

Важнейшее условие готовности ребенка к систематическому труду в школе – умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, способность планировать деятельность, контролировать ее выполнение, преодолевать трудности. Уровень волевого развития у разных учащихся различен, но для успешной учебы необходимо, чтобы каждый ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя. Ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Именно недостаточное волевое развитие часто и есть причина неуспеваемости ребенка в школе.

Умение общаться со сверстниками и учителями, развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе – все это важные составляющие развития эмоционально-волевой сферы ребенка, поэтому полезно в период адаптации первоклассников к школе включать в процесс обучения игры и упражнения, направленные на знакомство детей, развитие у них умения взаимодействовать друг с другом:

Психогимнастика ” Поменяйтесь местами все те…”;

Игра “Снежный ком”;

Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”;

Игра “Раз, два, три, за мною повтори”;

Игра “Ручеек” и др.

Известно, что велика связь эмоций с волевыми качествами и вниманием человека. Направляя внимание на тот или иной объект, мы делаем его значимым для себя. Чем полнее и пристальнее наше внимание, тем интенсивнее и восприятие, и осмысление окружающей действительности, и принятие новой информации.

Привлечение внимания детей к таким составляющим школьной жизни, как правила поведения в школе, осознание того, зачем нужен процесс обучения, умение разными способами оценивать свою деятельность, повышает значимость данных событий, помогает в дальнейшем управлять своими эмоциями, развивает терпение и выдержку первоклассников.

Следует отметить, что первоклассников очень увлекают сюжеты различных сказок, поэтому в ходе занятий можно обращаться к сказкам, историям из жизни школы : “О муравьишке, который пошел в школу”, “Самый лучший первоклассник”, “Урок в лесной школе”, “Первые оценки”.






Нынешнее подростки рожденные.
Возможности развития эмоционально-волевой сферы первоклассников в период адаптации к школе

Categories: Сочинения на свободную тему