Времена года в поэзии, музыке и живописи

Урок в 5-м классе

В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий

Класс заранее поделен на четыре группы:

1) Осень, 2) Зима, 3) Весна, 4) Лето.

Каждая группа должна представить на уроке предложенное время года.

Задания для групп

1. Нарисовать рисунок.

2. Выучить наизусть стихотворение, описывающее то или иное время года.

3. Рассказать о картине.

4. Найти пословицы и поговорки о временах года.

5. Сочинить стихотворение и рассказ.

Слово учителя. Поэты, писатели и художники часто в своем творчестве обращались к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через слова, звуки и цвета.

Послушайте музыкальный отрывок из цикла “Времена года” композитора Антонио Вивальди. Попытайтесь определить, какое время года изображено в этом музыкальном фрагменте.

“Весна на поэтическом языке есть Утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи, она выводит его из-за туманов зимы” .

Весна – пробуждение

жизни. Весенние дожди даже послужили прообразом сказочной мертвой и живой воды. Они сначала смывают остатки снега – “соединяют рассеченное тело земли”, затем как бы “вливают” в нее жизнь, позволяя зазеленеть первым всходам.

Слово учителя. Лето – любимое время года многих писателей, поэтов, художников и композиторов. Песни соловья; таинственный шелест деревьев в лесу, запах цветов; яркая синева неба; ослепительные лучи летнего солнца; цветущие луга; лесные озера, заросшие травой; косяки журавлей – все это становится темой стихов, картин, музыкальных этюдов.

Любили рисовать летние пейзажи художники Поленов, Левитан, Шишкин.

Слово учителя. Осень – вечер года. Осенняя природа навевает грусть, но один из самых известных русских поэтов очень любил осень.

Назовите имя этого поэта.

Слово учителя. Зима в народных представлениях ассоциировалась всегда с такими понятиями, как ночь, мрак, тучи, смерть. Снега сравнивались с белым саваном, покрывшим землю, в которой до весны замерла жизнь.

Но в творчестве некоторых поэтов и художников зима совсем другая.

Задание для всех четырех групп. Напишите мини-сочинение на тему “Что вы представляли себе, слушая музыку А. Вивальди?”

Итог урока

Обращение к эпиграфу: “Как вы понимаете слова Н. Заболоцкого?”

Слово учителя. Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, уметь восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.

Такой урок дает простор творческой фантазии детей. На этом уроке у ребят есть возможность раскрыть свои таланты: кто-то из них хорошо рисует, кто-то прекрасно читает стихи, другие любят сочинять рассказы…

Подготовка к уроку ведется заранее; задания внутри групп распределяются самими детьми. Они продумывают все до мелочей: от оформления класса до костюмов, в которые будут одеты.

Домашнее задание

1. К данным картинам подобрать стихи:

1 группа – Куинджи. “Облако”;

2 группа – Левитан. “Золотая осень”;

3 группа – Шишкин. “Рожь”;

4 группа – Юон. “Волшебница зима”.

2. Выучить наизусть стихотворение.

Сочинение

Что я представляю, слушая музыку А. Вивальди?

Когда я слушаю музыку замечательного композитора Антонио Вивальди, я как будто попадаю в сказочный зимний лес. Мне представляется тихое морозное утро, плавное кружение снежинок в воздухе. Я чувствую легкое дуновение свежего морозного ветерка, прохладу солнечного зимнего утра. Мне кажется, что солнце светит все ярче и ярче, появляются отблески перламутра на снегу.

Я вижу, как блестят разноцветные искорки инея, как падают на снег фиолетовые тени деревьев. Ближе к полудню легкое дуновение ветерка переходит в разбушевавшуюся вьюгу. При этом я ощущаю холод, возникает чувство грусти.

Яркое небо затягивают темные облака. Переливы мелодии становятся тише. Солнце уже зашло за горизонт.

На землю падают крупные хлопья снега.

Сергей Ширяев

Пословицы и поговорки

Весна

1. Весенний день год кормит.

2. Апрель с водой, май с травой.

3. Весна красна цветами, а осень – пирогами.

4. Весна да осень – на дню погод восемь.

5. Весною сутки мочит, а час сушит.

6. Как в мае дождь, так будет рожь.

7. Май холодный – год голодный.

8. Весна и червяка живит.

Лето

1. Худое лето, коли сена нету.

2. Что летом родится, то зимой пригодится.

3. Лето пролежишь – зимой с сумкой побежишь.

4. Красное лето – зеленый покой.

5. Летний день – за зимнюю неделю.

6. Летом не потопаешь, зимой не полопаешь.

Зима

1. Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

2. В зимний холод всякий молод.

3. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

4. Мороз не велик, да стоять не велит.

5. Холодная зима – жаркое лето.

6. Был бы снежок, так скатаем комок.

7. Где снег, там и след.

8. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

9. Январь – году начало, зиме – середина.

10. Январю – морозы, февралю – метели.

Осень

1. Осень – припасиха, зима – прибериха.

2. Холоден сентябрь, да сыт.

3. Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то сиди, сиди да гляди!

4. В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

5. Осенней озими в закромы не кладут.

6. Осень говорит: “Гнило”, а весна: “Мило, лишь бы было”.






Собачье сердце как социально-философская сатира.
Времена года в поэзии, музыке и живописи

Categories: Школьные сочинения