Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею произведения. Итак, диалог Фамусова с Чацким . На первый взгляд это явление ничем не примечательно.

На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором

действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую — монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого.

Раньше он называл его «сорванец», от него никогда не знаешь чего ждать. В предыдущем явлении Фамусов пытался упорядочить свою жизнь и как-то успокоить ее, перелистывая календарь, на страницах которого жизнь протекает между рождением, едой и смертью. Успокоив себя таким образом Фамусов встречает Чацкого даже гостеприимно «А! Александ Андреич, просим. Садитесь-ка».

Однако Чацкий чуткий и проницательный человек,

он сразу чувствует настроение Фамусова «Вы что-то невеселый стали», — говорит он ему. Фамусов продолжает делать вид, что он гостеприимный хозяин и рад Чацкому. Фамусов успокаивается после реплики Чацкого о сватовстве «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?».

Он понимает, что на сию секунду он хозяин положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. «Сказал бы я во-первых: не блажи. Имением, брат, не управляй оплошно, а главное, подит-ка послужи».Фамусов не просто учит, а выдвигает два условия: «подит-ка послужи», «не будь гордецом». Монолог Фамусова — пример наступательной речи.

Он не вспоминает «былое, доброе время». Он навязывает Чацкому свой образ жизни. «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы? Учились бы, на старших глядя».

Предложения в монологе исключительно восклицательные и риторические вопросы, то есть Фамусов не ожидает ответа от своего собеседника. Чацкий начинает обороняться, но достаточно спокойно, но при этом выражает, с точки зрения Фамусова, вредные революционные идеи. Он защищается от того образа жизни, который собой олицетворяет Фамусов. Он не желает «гнуть шею», «брать лбом», «плести лесть кружев», «надевать личину усердия к царю» и «жертвовать затылком», чацкий защищается от морали, которая ему навязана, он не проповедует революцию, и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым: «Длить споры не мое желанье», Чацкий не собирается «оскорблять ушей» отца Софьи.

В этом явлении тот Чацкий, которого не видят в комедии, его реплики это всего лишь следствие молодого и пылкого нрава. У него нет другого выхода, он просто не может молчать. Чацкий пожил в другой обстановке, с другими людьми, с другими мыслями, он не наивный человек и прекрасно понимает, что Фамусова не переделать, он лишь дает понять, что имеет другие взгляды. Однако, это явление знакомит читателя с наивным Чацким, который считает, что «век минувший уже отжил», «нынче смех страшит…»

Этот эпизод помогает читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Чем похожи хлестаков и молчалин.
Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Categories: Новое