Художественное своеобразие романа “Доктор Живаго”

Роман “Доктор Живаго” Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным. Даже Константин Симонов однажды сказал: “Нельзя давать трибуну Пастернаку!” О чем же повествует роман “Доктор Живаго”? В произведении речь идет о представителе интеллигенции – Юрии Андреевиче Живаго, Рассказывается о судьбе этого человека, который, против своей воли, был втянут в события революции:

Мело, мело по всей земле Во все пределы… Юрий Живаго очень неоднозначно относится к революции

и гражданской войне.

На мой взгляд, это собирательный образ русского интеллигента. Особенностью романа является широта поднимаемых в произведении проблем. Можно выделить общественную проблематику “Доктора Живаго”. Здесь речь идет о революции, о власти, репрессиях, о нравственных ценностях общества.

Не следует забывать и о проблемах личностного характера: любви, ненависти, расставания, душевного раскола. Конечно же, отдельно Пастернака волнуют вопросы творчества. Октябрьская революция воспринимается писателем как своеобразный катаклизм: “Так было уже несколько раз в истории.

Задуманное идеально, возвышенно, – грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией”. Для Живаго жизнь без родной земли подобна смерти. Он прекрасно чувствует связь с Россией, душа которой так же полна противоречий, как и его собственная. Эта мысль только усиливает страдания Юрия Живаго: “…

Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть!…” Удивительная характеристика! В ней слились воедино и любовь, и боль, и пренебрежение. Отличительной чертой романа является многосторонность и многогранность поднимаемых в “Докторе Живаго” проблем. Следует говорить об объективности писателя в создании картин революции и гражданской войны. Интересным в романе можно считать и стихи Юрия Живаго, которые Борис Пастернак помещает после эпилога.

Подобный прием придает произведению большую жизненность и глубже раскрывает внутренний мир героя. В стихах, кроме всего вышесказанного, отразилось и пастернаковское определение творчества. Его символом становится зажженная свеча: И все терялось в снежной мгле, Седой и белой.

Свеча горела на столе, Свеча горела… Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман “Свеча горела”.

Почему же автор отказался от этого варианта? Возможно, потому, что в таком случае идея романа была бы “на поверхности” и, естественно, не нужно было бы особо вчитываться и вдумываться в роман. Я думаю, что сам роман и стихи Юрия Живаго в одинаковой степени талантливы. Безусловно, можно говорить об автобиографичности этого произведения.

Пастернак и в прозе остается лириком. Очень интересно то, что сам Пастернак внутренне во многом схож со своим героем. Д. С. Лихачев говорил: “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака…

Это духовная автобиография…” Я думаю, с этим трудно не согласиться. Что же касается языка романа, то Пастернак не придумывает ничего нового, а продолжает традиции классической литературы. Он во многом полагается на классику, и, в то же время, переосмысливает Толстого, Достоевского и многих других писателей 19 – начала 20 веков.

Мне кажется, что Пастернаку удалось мастерски показать всю противоречивость судьбы России в начале 20 века. Причем, это общее передается через частное – судьбы интеллигенции. Такой прием заставляет читателя задуматься, проанализировать события той реальности, в которой живут герои, и понять всю сложность становления личности в такой непростой обстановке.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




О русь взмахни крылами анализ.
Художественное своеобразие романа “Доктор Живаго”

Categories: Новое