З. Н. Гиппиус самобытная фигура «серебряного века»

З. Н. Гиппиус (1869-1945) — самобытная фигура «серебряного века»;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоми­наний «Живые лица»; (1925) свое свидетельство об этой эпохе. По­эзия 3. Гиппиус — монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на не­сколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, по-новому смотря на Бога, обретая в христи­анстве некоторую жизненную и творческую опору. Первые стихо­творения поэтессы появились в 1888 году в журнале «Северный вестник»;, вокруг которого сгруппировались символисты старшего поколения. Вместе с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым 3. Гиппиус в 1903-1904-ом годах издавала литературный журнал «Новый путь»;, в котором выступала не только как поэт, но и как критик и публицист. Первые поэтические сборники «Собрание сти­хов»; вышли в 1904 и 1910-м годах. В стихотворениях этого периода чувственная любовь лирического героя сочетается со страхом смер­ти. Собственная личность понимается поэтессой как высшая цен­ность, в лирике прослеживаются мотивы собственной избранности, культ одиночества, эстетизация упадка:

Люблю я отчаяние мое безмерное,

Нам радость в последней капле дана.

И только одно здесь я знаю верное:

Надо всякую чашу пить до дна.

(«До дна»;)

Основные темы своей поэзии: человек, любовь и смерть — З. Н. Гиппиус продекламировала в 1927-ом году в стихотворении «Тройное»;:

Тройной бездонностью мир богат.

Тройная бездонность дана поэтам.

Но разве поэты не говорят Только об этом?

Только об этом?

Тройная правда — и тройной порог.

Поэты, этому верному верьте.

Только об этом думает Бог:

О Человеке.

Любви.

И Смерти.

Поэзии 3. Гиппиус свойственна психологическая углубленность, поиск новой веры, гордое одиночество, стилистическое мастерство, рит­мическая изысканность. В. Я. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы «писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы»;. Стиль Гиппиус нельзя спутать ни с кем: много в нем личностного, потаенного:

Мы негодуем иль играем,

Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна — любовь одна.

(«Любовь — одна»;)

Молитва — любимый жанр поэтессы. К ней она обращается, мечтая о чуде:

И это желание не знаю откуда Пришло откуда.

Но сердце просит и хочет чуда,

Чуда!

(«Песня»;)

В 1918 году опубликован поэтический сборник З. Н. Гиппиус «По­следние стихи. 1914-1918″. Находясь под воздействием символист­ской эстетики, 3. Гиппиус пишет о тяжелых для России потрясениях начала XX века в стихотворениях «14 декабря»;, «14 декабря 17 года»;, «14 декабря 18 года»;, посвященных декабристской тематике. Петер­бург предстает в этих стихах «оплеванной Невой»;, городом, где поте­рян «и стыд души, и честь земли»;. Петербург — «герой»; многих сти­хов Гиппиус: «Петербург»; (1909), «Петроград»; (1914), «Лазарь»; (1922) и др. Для поэтессы столица — победоносный деспот, который умер­щвляет своим дыханием поверженную Россию. Это — город смерти, ему она предрекает отмщенье («Петербургу быть пусту»;):

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

Не мы, не мы…

Растерянная челядь,

Что, властвуя, сама боится нас!

Все мечутся, да чьи-то ризы делят,

И все дрожат за свой последний час…

(«Петроград»;)

Город на Неве для Гиппиус — трагический символ былого вели­чия. Стихотворения поэтессы разных лет, посвященные северной столице, вписаны по праву в контекст эпохи. В 1909 году поэтесса шлет проклятья и гибель городу — «Божьему врагу»; и утверждает, что никакое «очищающее пламя»; его не спасет («Петербург»;), в де­кабре 1914 года, разгневавшись «патриотическим»; переименовани­ем «детища Петрова»;, призывает на помощь «Медного Вождя»; и уверена, что «прекрасно-страшный Петербург»; восстанет в «белоперистости вешних пург»; (стихотворение «Петроград»;), В 1919-м году, также как и муж Д. С. Мережковский, не приняв Октябрьской ре­волюции 1917-го года, З. Н. Гиппиус эмигрировала из России во Францию, где и прожила до конца своей жизни.

Глоссарий:

— мой любимый поэт серебряного века гиппиус

— сочинение на тему мой любимый поэт серебряного века зинаида гиппиус

— сочинение мой любимый поэт серебряного века зинаида гиппиус

— мой любимый поэт серебряного века Зинаида Гиппиус

— сочинение мой поэт серебряного века гиппиус





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...

Характеристика петя ростов.

З. Н. Гиппиус самобытная фигура «серебряного века»

Categories: Сочинения по литературе