Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души”

Все главные события, составляющие основу сюжета “Мертвых душ” ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них “мертвые души”.

Казна проводила перепись крепостного населения один раз в 10-15 лет. Между переписями за помещиками числилось

установленное количество ревизских душ . Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. “Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые”, – говорит Чичиков ошеломленному Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. “Послушайте, матушка, – разъясняет Чичиков Коробочке, – да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь.

Платите за него подать как за живого”. Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете

и получить изрядную сумму денег. Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости – кульминация сюжета. Все поздравляют нового “херсонского помещика” с приобретением крепостных.

Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки “почтеннейшего Павла Ивановича”. Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город. Хотя Чичиков активно участвует во всех происходящих событиях, сюжет произведения выходит за рамки истории его жизни, его личной судьбы. “Мертвые души” – это книга о России, а не о Чичикове.

Так понимал автор свой великий замысел. Выбранный сюжет давал Гоголю “полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров”. В “Мертвых душах” огромное количество действующих лиц. Наглый приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, помещики и крепостные крестьяне – все социальные слои крепостной России представлены в поэме. Да и сам автор выступает в лирических отступлениях: он восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.

Можно сказать, что собирательный образ родины – это и есть главное в “Мертвых душах”. Поэтому-то автор определяет произведение как поэму, восходящую к ее классическим образцам. В Древней Греции поэмами назывались народные эпические произведения, в которых изображалась жизнь и борьба всего народа.

Такой литературный жанр, как лиро-эпическая поэма, давал возможность Гоголю “озирать всю громадно-несущуюся жизнь”, родину “во всей своей громаде”. Соотношение частей в “Мертвых душах” строго продумано и подчинено творческому замыслу. Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит нас с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками – Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем.

Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой “благородное” сословие России, “хозяев жизни”. В седьмой – десятой главах мастерски нарисовано губернское общество.

Городские верхи, мелкие чиновники, дамы “просто приятные” и “приятные во всех отношениях” пестрой толпой проходят перед нашим мысленным взором. В одиннадцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки “Мертвых душ” посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. “Увы!

Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие”, – пишет автор. Или вот сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель – “Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!” Нельзя не упомянуть и “Повесть о капитане Копейкине”, инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить “монаршей милости”. Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановниками.

В “Мертвых душах” отразилась вся Русь с ее добром и злом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Сочинение роль искусства в жизни человека егэ.
Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души”

Categories: Новое