Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Последняя пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» пронизана раздумьями автора о прошлом, настоящем и будущем России. Символом родной страны для автора явился вишневый сад, до последних сцен пьесы принадлежащий Гаеву и Раневской. Жанр своей пьесы автор обозначил как лирическая комедия.

Произведение пронизано грустным чувством гибели прекрасного вишневого сада, поэзией увядания, гибели так называемых «дворянских гнезд». Для Раневской и Гаева вишневый сад символизирует очень многое. Это и счастливое детство, и молодость, и первая любовь,

и первая боль, и первые слезы. Все время эти герои жили бездумно, их настолько явно не касалась реальность. Ведь таково было их воспитание, так и было свойственно жить дворянам.

Но вдруг, неожиданно они сталкиваются с ситуацией, что имение продают, ведь за него нечем платить. Принять какие-то шаги герои неспособны, они не приспособлены к жизни, за них всегда все делали, и они пасуют, столкнувшись с настоящими трудностями. На протяжении всей пьесы мы видим, что Раневской и Гаеву больно терять свой дом, но они ничего не могут поделать, кроме как смириться с этим. В финальном эпизоде герои реально теряют имение, оно переходит

к новому владельцу, Лопахину. И именно в этом эпизоде мы видим, как складывается дальнейшая жизнь героев.

Мы видим, что Лопахин так и не смог сделать предложение Варе. Этот ловкий человек, умеющий не упустить свое, не пасует в финансовых, деловых вопросах. Но в таком деле, как женитьба, он потерял свою решительность.

Поэтому Варя будет работать экономкой у помещиков Рагулиных. А что ей еще остается делать? Ведь она всю жизнь была экономкой в собственном доме, другой жизни девушка себе уже не представляет.

Принято считать, что Аня и Петя Трофимов символизируют собой будущее России. Но так ли это? Петя — «вечный студент», произносящий пламенные монологи о жизни, о «гордом человеке».

Он выступает против дворянства, считает этих людей паразитирующим классом. Но его слова, как правило, расходятся с действием. Петя много говорит о том, что надо работать, критикует интеллигенцию за праздную, пошлую жизнь, но на протяжении всего действия пьесы сам ничем не занят. Ему скоро тридцать лет, а он не закончил курса в университете и в октябре еще не приступил к занятиям.

Тем не менее, он пафосно призывает Аню идти вперед. Для Ани его слова много значат, она преданно слушает его, ее радует предстоящая новая жизнь, дорога. Девушка пока не понимает, что теряет не просто именье, она теряет свой дом, свои корни, ведь здесь жили еще ее предки. Она не способна понять ценность вишневого сада и всего того, что он собой олицетворяет. К тому же Петя постоянно всех подгоняет.

Он тоже мечтает о новой жизни, о кардинальных переменах. Но читатель понимает, что его надежды, мечты в основном иллюзорны. Об этом говорит такая маленькая деталь, как его галоши: «И какие они у вас грязные, старые…» Это сразу снижает образ персонажа, мы понимаем, что он замахнулся на непосильную для него роль.

Последняя фраза Пети — «Здравствуй, новая жизнь!» Но готов ли сам герой к этой новой жизни? У читателя остается много сомнений по этому поводу. Лопахина можно в финальной сцене назвать своеобразным победителем. Именно ему достается вишневый сад, он теперь хозяин в поместье. Стоит заметить, что герой ведет себя достойно, без претензий на власть.

Тем не менее, именно он распоряжается теперь в доме. Интересно, что он не чувствует ни малейшей вины перед бывшими владельцами: «Все здесь? Никого там нет? Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем!..» Он покидает этот дом до весны и оставляет вместо себя управляющего.

Епиходов дает возможность Раневской и Гаеву остаться наедине с домом, дает им время для прощания. В финальной сцене поведение Гаева все так же наиграно. Видимо этот герой на самом деле испытывает боль от потери дома и вишневого сада, но выражает он свои чувства как-то высокопарно, неестественно: «Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо…» Раневская тоже неестественна в своем горе. Она прощается с любимым садом, как и со всей Россией, из которой вскоре уедет.

Все герои уходят со сцены, но пьеса еще не окончена. Перед нами появляется еще один герой — Фирс, старый больной слуга. В спешном отъезде его просто забыли в этом доме. Фирс — воплощение прежней России, он раб, не способный жить своей жизнью. Но старая Россия уходит, умирает, как в скором времени умрет и Фирс.

В самом конце пьесы слышится стук топора, вырубающего вишневый сад и грустный, надрывный звук лопнувшей струны. Лопнула старая Россия, ей больше нет места, ее вырубают, как прекрасные вишневые деревья. Хорошо это или плохо?

Кто знает? Финальный эпизод не дает нам ответа на этот вопрос. Мы понимаем только одно — прошлое уходит безвозвратно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Существует точное человеческое наблюдение.
Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Categories: Новое