Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно осознает вероятность обмана, исходящую от инфернальной сущности.
Поэтический
текст «Умного дьявола», созданного на рубеже 1905-1906 гг., начинается с определений, сочетающих в себе эпатаж и оксюморон. Люцифер не только «старый», но и «верный» приятель героя. Сатана, который общается с лирическим субъектом на равных, рассказывает притчу о моряке.
Мужественный образ матроса из песенки-притчи подобен гумилевским героям — охотникам, воинам и завоевателям. Персонаж боролся с бушующим морем, охарактеризованным как «волны-стены», до рассвета. В шуме стихии моряку, вспоминающему о своей любви, слышался голос милой, который призывал к вере. На заре силы иссякли, и мореплаватель
«пошел ко дну».
Сатана с иронией изображает человеческую любовь. Эпитет «великая» и сравнение «белее пены», примененные к высокому чувству, «разбивает» печальный финал притчи. Вывод, к которому подводит собеседника дьявол, отрицает спасительную силу любви и ставит под сомнение понятие женской верности.
Князь тьмы из гумилевского текста лукавит перед товарищем, умышленно не упоминая одно важное обстоятельство: гордый и честный моряк, рассчитывающий на свои силы, не стал поступаться верой и просить дьявола о сделке. Матрос утратил телесную оболочку, но сберег свою душу. Тот факт, что персонаж ушел из жизни на рассвете солнца, подкрепляет мысль о спасении. Он реализовал важнейшее право мужественной личности «самому выбирать смерть», которое поэт сформулировал в стихотворении «Выбор» тремя годами позже.
Критики-современники Гумилева усмотрели перекличку «Умного дьявола» с творением Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» В последнем из стихотворений возникает образ «отца»-дьявола, который делает доброе дело — спасает тонущего героя. Благородный поступок не меняет темной природы власти сатаны, и лирический субъект вынужден влачить «больное, злое житие», прославляя своего хозяина.
Сочинение рассуждение наречия.
Анализ стихотворения Гумилева «Умный дьявол»
- По тексту Астафьева Каждый человек неповторим на земле (ЕГЭ по русскому)
- Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Categories: Анализы стихов