Послушайте!
Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чем заключается смысл жизни человека.
Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация
стихотворения — исповедальная и доверительная.
Начинается оно с просьбы, обращенной к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взволнованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.
Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию.
В первой части обозначена проблема:
…если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда». Мы слышим
своеобразную молитву, обращенную к Богу.
А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращенный к каждому из читателей:
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Автор вводит в свое произведение элемент фантастики («врывается к Богу»). В системе выразительных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог — не только одухотворенная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звездного неба жизнь представляется немыслимой, кто не может перенести «беззвездную муку».
Поэтические приемы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение невелико по объему. Нет ни одного нейтрального слова — все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется — они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.
Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклицание (Послушайте/), риторический вопрос (значит — это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит — это кому-нибудь нужно? / Значит — кто-то хочет, чтобы они были? / Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).
Метафоры у Маяковского всегда необычны и красивы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звезды зажигают; загоралась звезда.
Но и все стихотворение «Послушайте!» есть одна развернутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота — ценности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.
В этом стихотворении автор добился того, что каждое выделенное им слово стало значимым и весомым. Акценты достигаются также за счет знаков препинания — они создают эмоциональный настрой произведения.
Глоссарий:
- послушайте маяковский анализ
- маяковский послушайте анализ
- анализ стихотворения маяковского Послушайте
Сочинение рассуждение почему нужно быть грамотным.
Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковский
Categories: Анализы стихов