Творчество (1936)
Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову интересует не то, какова функция поэта (как у Пушкина в «Памятнике» или «Пророке»), а то, КАК из «ничего» появляются стихи.
Рождение стиха Ахматова представляет как последовательные этапы, поэтому в тексте использованы синтаксические конструкции, которые начинаются
со слов: но вот; тогда. Не случайно все глаголы в тексте стоят в настоящем времени — это позволяет читателю быть как бы непосредственным свидетелем творческого процесса.
Ахматова описывает в стихотворении три этапа поэтического творчества. Первый этап — это когда поэт еще не знает, что выйдет из-под его пера:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг…
Творец должен погрузиться в некое загадочное состояние.
Эта загадочность подчеркивается неопределенными
местоимениями: какая-то, какой-то. Состояние это можно назвать как угодно — трансом, отрешением, но именно в нем возможно соприкосновение с мировым ходом времени (в ушах не умолкает бой часов) и с потоком чувств, которыми живут люди нынешнего времени и давно умершие (неузнанные и пленные голоса).
Из общего потока «в этой бездне шепотов и звонов» выделяется один звук (встает один, все победивший звук), и начинается второй этап творчества. Эта строчка является композиционным рубежом, чертой, за которой к поэту приходит мысль, вокруг которой потом создается стихотворение. «Все победивший звук» не обязательно понимать буквально — это метафора какой-то мысли, чувства. Главное, что возникновение этого звука означает, что замысел будущего стихотворения выношен. А потом происходит его образное воплощение.
Образ может воплотиться только в словах. Поэт объясняет рождение стиха без участия авторской воли. Автор не мучается в поисках ярких образов, нужных слов и удачных рифм — его задача просто услышать звук. Но, конечно же, надо быть гением, чтобы услышать его. Вероятнее всего, поэт творит по воле Бога. Именно Бог дает ему вдохновение и водит его рукой по бумаге. И лишь потом, на последнем этапе творческого пути, к поэту приходят слова и рифмы, чтобы он смог выразить свои мысли, и тогда из-под его руки выходит законченное произведение:
Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
В первой половине произведения подчеркнуты шум и суета окружающего мира: «бой часов», «раскат стихающего грома», «жалобы и стоны», «бездна шепотов и звонов «. А во второй половине стихотворения все затихает — становится «непоправимо тихо», так тихо, что слышно, как «в лесу растет трава» и как «по земле идет с котомкой лихо».
В стихотворении соединены черты символизма и романтизма. Все образы многозначны: нельзя точно определить, что значат для Ахматовой «неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны», «какой-то тайный круг». Воссоздается атмосфера чего-то чудесного, таинственного и даже фантастического. Все это позволяет автору выразить «невыразимое», передать свои глубокие мысли и быть при этом понятой читателями.
Когда поэт рассуждает о процессе творчества, это называется авторефлексией. Стихотворение Ахматовой «Творчество» — авторефлексивный текст.
Глоссарий:
- творчество ахматова анализ
- творчество ахматова
- как понимала ахматова процесс рождения поэтического текста
Определение внутренний мир человека сочинение 15.3.
Анализ стихотворения «Творчество» Ахматова
- Сочинение о Дике Сэнде по «Пятнадцатилетнему капитану» Жюля Верна
- Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Categories: Анализы стихов