Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ?
В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы.
Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвышенный романтик, который проходит мимо «характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью» и никогда не изменяет «возвышенного строя своей лиры». Такой художник обласкан читающей публикой, ему принадлежит великая слава «всемирного поэта». Но не такова
участь писателя-реалиста, сатирика, дерзнувшего «вызвать наружу» «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Этот художник не получит всемирного признания, публика не оценит по достоинству его творений, сочтет их «ничтожными и низкими». С горьким чувством размышляет автор о трагической судьбе реалиста-сатирика и его духовном одиночестве.
Безусловно, в этом лирическом отступлении Гоголь пишет о себе. Все эти принципы отображения действительности нашли свое отражение в поэме «Мертвые души», в которой писатель
глубоко исследует характеры и стихию российской жизни. Авторская позиция Гоголя вполне определенна: подчеркивая типичность создаваемых образов, он глубоко и тонко исследует среду, их породившую. Писатель дает нам все подробности жизни персонажей, скрупулезно описывает комнаты, вещи, бытовые детали. Так, например, он подробно рисует портрет Манилова, его поместье, пейзаж, обед, дает нам подробности его жизненного уклада. Все это помогает ему раскрыть внутренний мир героя, наиболее полно обрисовать характер, воспроизвести тип праздного мечтателя, человека неопределенного, инертного. И так исследует автор практически каждого из персонажей.
В определенной степени эти описания предопределены жанровым своеобразием произведения (Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, и эпичность стиля была отмечена многими исследователями). Но важную роль играют и те принципы реализма, которым следует автор. Поэму «Мертвые души» мы можем считать реалистическим произведением, так как писатель следует в ней принципу историзма (предмет исследования — современная жизнь), типические характеры даны в типических обстоятельствах, также использованы определенные средства сатирической типизации (обращение к прошлому героя, авторские характеристики, гипербола и т.д.). Гипербола и гротеск — важнейший элемент стиля Н.В. Гоголя, зачастую создающий эффект «искривленной» реальности. Именно поэтому некоторые исследователи называют его стиль «фантастическим реализмом». Однако весьма ощутима в поэме «Мертвые души» и романтическая струя. Она пробивается в лирических отступлениях автора, его мыслях о будущем России.
Таким образом, автор предстает перед нами в поэме и как писатель-реалист, сатирик, критически оценивающий действительность, и как поэт, романтик-идеалист, которому дано предвидеть великое будущее России.
Глоссарий:
- проблема поднимаемая в поэме мертвые души
- художник в мертвых душах
- вечные проблемы в поэме мертвые души
Сочинение на тему сильный человек 15.3.
Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ?
- Краткое содержание «Фуэнте Овехуна» Лопе Феликса де Вега Карпьо
- Сочинение на тему: А судьи кто? в комедии Горе от ума Грибоедов
Categories: Сочинения по литературе