«Кавказский пленник»

…Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на белый свет. Л. Толстой Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов.

Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных основаниях.

Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Надо сказать, что подробное,

«бытовое» описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!

Сюжетная конструкция схожа: «Плен, попытка бегства, утешители . У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого — хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: «Вот я и домой съездил, женился!» Так и хочется сказать: «Ничего себе, сходил за хлебом!» Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная

Лермонтовым.

В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности. И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях — убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые. Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени. Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя.

Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу. Вернемся к «Кавказскому пленнику». Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно.

И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе «Кавказский пленник». Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей… Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить.

Так, например, как «Филлипок». Или — как Лев Николаевич. Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый «Кавказский пленник». Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом.

И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.’ Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие. Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства.

Да и восприятие меняется. Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или — упаси Боже! — критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Кыргызстан сочинение.
«Кавказский пленник»

Categories: Новое