В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает Печорина на фоне разных людей, чтобы глубже раскрыть черты его характера. Молодой офицер намеренно играет чувствами и судьбами слабых людей. Но даже встретив близкого по духу доктора Вернера, он не способен на искреннюю дружбу.
Печорин и Вернер относятся к дворянскому сословию, они хорошо воспитаны и образованы. Оба наделены аналитическим умом, но не нашли своего места в светском обществе.
Но между ними есть существенное различие: Печорин — деятелен и жесток, он всегда в борьбе, Вернер
— слабохарактерный добряк, больше похожий на стороннего наблюдателя за жизнью.
Добродушный доктор остер на язык, умеет искренне сочувствовать, однако не способен на поступки. Вернер хорошо понимает Печорина и оберегает его по мере сил. Присущий доктору скептицизм парализует действия, делает его спокойным и даже равнодушным. Печорин свою неудовлетворенность жизнью выражает активным протестом, что возвышает его над смирившимся с судьбой Вернером.
У героев разное видение на любовь и дружбу. Офицер причиняет страдания женщинам: с легкостью влюбляет их в себя и ничего не дает взамен. Доктор способен на
глубокие чувства, он ценит отношения. При одинаковых взглядах на многие вещи, понимании друг друга с полуслова они могли бы стать друзьями, но Печорин «к дружбе не способен», поскольку считает, что «из двух друзей всегда один раб другого». Вернер в силу тонкой чувствительности не переходит грань, не желает быть навязчивым.
Конец приятельским отношениям положила смерть Грушницкого. Миролюбивого доктора поражает его хладнокровное убийство на дуэли. После этого общение с близким по духу человеком ему кажется невозможным. Но Печорин и не думает оправдываться, он уверен в своей правоте, поэтому без стеснения вмешивается в чужие судьбы и меняет ход вещей. По натуре он разрушитель и не считается с чужими чувствами.
Лермонтов намеренно ввел в роман персонаж, близкий по характеру Печорину. Невольно сравнивая его с Вернером, читатель отчетливо воспринимает лучшие и худшие черты героя, глубже понимает его душевное состояние.
Целеустремленность 15.3.
Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Творчество А. А. Блока после Октября 1917 года
- Край детства главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Categories: Школьные сочинения