«О Русь, взмахни крылами!..»

Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого века» и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Поэтический мир раннего Есенина — явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период , свидетельствуют о любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического

героя становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.

Главная тема поэзии Есенина — тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. Родина — это прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли…» Родина — это нищая, многострадальная Россия, «черная, потом

пропахшая выть», заброшенный край, «пустырь».

Родина — это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез». Родина — это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодатный райский дух, где «хаты — в ризах образа», где березы — «большие свечки», ели — «монашки», а ветер — «схимник». Лирический герой — богомолец, пастух или «странник убогий», славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин утверждает: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!» Но и спустя 10 лет в «Руси советской» он стоит на своем: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки . А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»: Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон. Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией — тайной», «светлой женой» стоит другая: «матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная: Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса. Только лес, да посолонка, Да заречная коса…

Но все же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: «Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую» и «…не любить тебя, не верить — я научиться не могу». Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.




Первое появление сан саныча запомнилось не случайно.
«О Русь, взмахни крылами!..»

Categories: Новое