СРАВНЕНИЕ — фигура художественной речи (синтаксиса), «образное словесное выражение, в к<ото>ром изображаемое явление уподобляется другому по к<акому>-л<ибо> общему для них признаку с целью выявить в объекте С<равнения> новые, важные свойства». Пример из Маяковского: «Мой стих / трудом / громаду лет прорвет/ и явится / весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный / еще рабами Рима» («Во весь голос»). Это простое, не развернутое сравнение, хотя бывают и более простые, являющиеся оборотом с «как»
или без него — то и другое есть в строфе Б. Л. Пастернака «Большое озеро как блюдо. / За ним — скопленье облаков, / Нагроможденных белой грудой / Суровых горных ледников». Далее в стихотворении «Когда разгуляется» дается уже развернутое сравнение природы, земли, мира с внутренностью собора, переходящее в метафору или даже символ жизни как церковной службы.
Иногда развернутое сравнение превращается в целую картину или длящуюся сцену. Пушкин сравнивает остановившееся сердце Ленского с «домом опустелым», говорит о закрытых ставнях, забеленных мелом окнах, о хозяйке, которая неизвестно где. Автор
«Мертвых душ» в подражание Гомеру может выстроить из сравнений совершенно самостоятельный микрорассказ с персонажами. Так, когда Ноздрев приказывает слугам бить Чичикова, он сравнивается с неким храбрым поручиком под стенами крепости, зовущим солдат вперед, лезущим «на великое дело» («перед ними носится Суворов», т. е., вероятно, он себя воображает великим полководцем), а Чичиков уподобляется крепости, которая, однако, «никак не была похожа на неприступную». Одно такое сравнение занимает половину страницы.
Сочинение на тему великий русский язык.
Определение понятия «Сравнение»
- Краткое содержание «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) Лескова Н. С
- Биография Тютчева
Categories: Определения